Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности. Работа №68561

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности
Работа:

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Быць Галина Александровна, учитель начальных классов,

ЧОУ "Русская гимназия полного дня" гита

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности. Особое внимание уделяется методам и приемам, направленным на развитие у детей навыков чтения, понимания и применения информации в различных ситуациях. Приводятся примеры интеграции заданий на функциональную грамотность в учебные предметы, а также подчеркивается значимость комплексного подхода к развитию этого важного навыка у младших школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, учебная деятельность, интеграция заданий, проектная деятельность, межпредметные связи, коммуникативные навыки.


Формирование функциональной грамотности у младших школьников является одной из ключевых задач современного образования. Функциональная грамотность подразумевает способность учащихся не только читать и писать, но и понимать, интерпретировать и применять полученную информацию в повседневной жизни. Этот навык лежит в основе успешного обучения и последующего профессионального роста, поэтому важно уделять особое внимание его развитию с первых лет обучения в школе.

Одним из основных путей формирования функциональной грамотности является интеграция заданий, направленных на развитие этого навыка, в учебный процесс. Например, на уроках русского языка учитель может предлагать учащимся задания, связанные с анализом текста, нахождением в нем ключевой информации и её переработкой. Такие задания могут включать в себя написание кратких пересказов, ответы на вопросы по содержанию текста или составление планов. Это учит детей выделять главное и понимать структуру текста, что является важной частью функциональной грамотности.

На уроках математики формирование функциональной грамотности может осуществляться через задачи, требующие применения математических знаний в реальных ситуациях. Например, ученикам можно предложить рассчитать стоимость покупки или определить время, необходимое для выполнения определенного действия, основываясь на данных задачи. Такие задания помогают детям увидеть практическое применение математики и развивают навыки логического мышления и решения проблем.

Важную роль в формировании функциональной грамотности играют задания, связанные с проектной деятельностью. В рамках таких проектов дети работают над решением конкретной задачи, требующей интеграции знаний из разных областей. Например, при создании школьного мини-садика учащиеся могут разрабатывать план посадки растений, рассчитывать необходимое количество материалов и воды, а также изучать условия для роста различных культур. Такие проекты способствуют развитию не только функциональной грамотности, но и навыков планирования, анализа и коллективной работы.

Эффективным методом является использование межпредметных связей, когда задания на функциональную грамотность интегрируются в различные учебные предметы. Например, на уроках окружающего мира можно предлагать задания, требующие анализа природных явлений или социальных процессов, с опорой на текстовые или визуальные источники. Это помогает детям видеть взаимосвязь между различными дисциплинами и развивать умение применять знания на практике.

Кроме того, важным элементом формирования функциональной грамотности является развитие коммуникативных навыков. Это можно делать через задания, требующие обсуждения, аргументации и коллективного поиска решений. Например, групповые дискуссии по прочитанному тексту или совместное выполнение проектных заданий помогают учащимся учиться выражать свои мысли, слушать других и работать в команде.

Таким образом, формирование функциональной грамотности у младших школьников требует комплексного подхода, включающего интеграцию специальных заданий в учебный процесс, развитие межпредметных связей и активное использование проектной деятельности. Эти методы позволяют учащимся не только лучше усваивать учебный материал, но и развивать важные навыки, необходимые для успешного решения жизненных задач и дальнейшего обучения.

 

Список литературы

 

Акушева

, Н. Г. Развитие функциональной грамотности / Н.

Г.Акушева

, М. Б.

Лойк

, Л. А.

Скороделова

// Наука, образ

ование, общество: тенденции и перспективы развития

:

сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51

Жумабаева, А. Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения А

. Е. Жумабаева, А. Б. Ы. Ы.

Тоқан

// Образование в XXI веке

:

сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. - С. 351-356.

Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования

/ М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×