ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ» В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Пинская Ирина Николаевна, воспитатель
МБДОУ № 2 "Дюймовочка", Красноярский край, г. Шарыпово
Аннотация. В статье рассматривается использование обучающих дидактических пособий «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Описаны основные принципы применения данных пособий для развития речи, мышления, моторики и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями. Приведены примеры практических упражнений и игр, которые способствуют эффективному развитию связной речи и лексико-грамматических навыков.
Ключевые слова: Дары Фребеля, ОНР, коррекционно-развивающая работа, дидактические пособия, речевое развитие, логопедическая работа.
«Игра и разговор - вот стихия, в которой живет теперь ребенок»
Ф.Фребель
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
«Дары Фребеля» представляют собой набор дидактических материалов, созданных для развития у детей различных умений и навыков через игру. Эти пособия включают в себя разнообразные геометрические фигуры, палочки, шары, кубики и другие элементы, которые помогают детям осваивать пространственные, количественные и логические представления.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно исследовательской деятельности детей.
Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач. В каждой из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти. При этом игры подразумевают продуктивную, речевую, двигательную деятельность.
Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений. Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях.
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) открывает новые возможности для развития речи, мышления, моторики и коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями.
Одним из ключевых аспектов работы с «Дарами Фребеля» является развитие связной речи и лексико-грамматических навыков. В процессе выполнения заданий и игр с использованием этих пособий дети учатся называть предметы, описывать их формы, цвета, размеры, а также выполнять с ними различные действия (игра «Три медведя», «Пир на весь мир», «Космос). Например, при игре с кубиками и шарами дети могут составлять простые предложения, такие как «Красный кубик на синем шаре», что способствует развитию лексики и усвоению грамматических конструкций, развивает пространственные представления.
Использование набора «Дары Фребеля» позволяет педагогу логопедической группы интегрировать работу над речевыми навыками с развитием мелкой моторики, которая тесно связана с речевым развитием. Выполнение действий с мелкими предметами, такими как палочки и кубики, помогает улучшить координацию движений, что положительно влияет на артикуляционную моторику и произношение звуков воспитанниками. Например, составление узоров и фигур из палочек (игра «Волшебный мешочек», «Знаки дорожного движения», «Путешествие по городам» и др.) способствует развитию творческого воображения и фантазии, пространственного мышления и формированию понятия о симметрии, что также помогает детям лучше понимать и использовать предлоги и глаголы в речи.
Набор «Дары Фребеля» также активно используются для развития когнитивных навыков у детей с ОНР. В процессе выполнения заданий дети учатся классифицировать предметы по различным признакам, сравнивать их, определять последовательности (игра «Что сначала, что потом?», «Найди такой же», «Составь узор» и др.), что развивает их аналитические способности и логику. Такие упражнения помогают детям овладеть понятием количественных отношений, что является основой для формирования числовых представлений и улучшения математического мышления, что в свою очередь способствует развитию речи.
Кроме того, «Дары Фребеля» способствуют развитию коммуникативных навыков. В процессе совместных игр и заданий дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать свои действия, согласовывать свои решения. Например, дети могут совместно строить дом из кубиков, обсуждая, какой элемент куда поставить (игра «Приглашаем в Теремок», «Зеркало», «Почта» и др.). Это учит их работать в команде, договариваться, выражать свои мысли и идеи, что положительно сказывается на их коммуникативных умениях.
На основании проведенной работы считаю, что использование обучающих дидактических пособий «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР является эффективным средством для всестороннего развития речевых и когнитивных навыков. Интеграция работы над речью, мышлением и моторикой в процессе игры с этими пособиями позволяет педагогу успешно решать задачи коррекции речи и общего речевого развития детей. Применение данных материалов делает процесс обучения увлекательным и продуктивным, способствует улучшению коммуникативных возможностей и социализации детей с речевыми нарушениями.
Список литературы
Кривошеева, И. В. Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары
Фрёбеля
» (из опыта работы) / И. В. Кривошеева, В. Н.
Полтавцева
. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 59-61.
Маркова В.А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха
Фребеля
»: учебно-методическое пособие / В.А. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат