Дата публикации:
27.08.2024
Автор:
Пинская Ирина Николаевна
Название работы:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Работа:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Пинская Ирина Николаевна, воспитатель
МБДОУ № 2 "Дюймовочка", Красноярский край, г. Шарыпово
Аннотация. В статье рассматривается использование сюжетно-ролевой игры как средства развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Описаны основные принципы организации и проведения таких игр, которые способствуют активному усвоению новых слов, развитию коммуникативных навыков и улучшению связной речи. Приведены примеры сюжетно-ролевых игр, направленных на обогащение лексики и преодоление речевых нарушений.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, словарный запас, старший дошкольный возраст, ОНР, речевое развитие, логопедическая работа.
Сюжетно-ролевая игра является одним из эффективных методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети с ОНР часто испытывают трудности в усвоении и использовании лексики, что ограничивает их речевые возможности и затрудняет общение с окружающими. В этом контексте сюжетно-ролевая игра становится незаменимым инструментом, способствующим не только расширению словарного запаса, но и развитию коммуникативных навыков, а также формированию связной речи.
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр предполагает создание таких игровых ситуаций, в которых дети активно используют речевые средства для выполнения различных ролей и решения поставленных задач. Эти игры позволяют детям осваивать новую лексику в естественных для них условиях, что значительно облегчает процесс запоминания и дальнейшего использования слов в повседневной речи.
Одним из ключевых аспектов сюжетно-ролевой игры является выбор тематики, близкой и интересной детям. Например, темы игр могут включать "Магазин", "Больница", "Семья", "Путешествие", "Праздник". В каждой из этих тем дети выполняют определенные роли, требующие использования специфической лексики.
В настоящее время прогрессивных перемен меняется и тематика сюжетно-ролевых игр детей. Теперь дети играют в Менеджера продаж, Банковских работников, Салон красоты и ногтевого сервиса, Видеоблогер, Ландшафтный дизайнер, Дизайнер одежды, мебели и др. Активный словарный запас воспитанников пополняется современными словами: визажист, имиджмейкер, банкир, депозиты и вклады, видеоклипы, камера, аппаратура для съемок и др.
В процессе игры дети учатся называть предметы, действия, описывать ситуации, что способствует активному обогащению словарного запаса.
Для успешного проведения сюжетно-ролевых игр педагогу необходимо самому изучить предмет, узнать составляющие игры (профессии), материалы и инструменты, используемые в работе, подготовить речевой и раздаточный материал, который будет использован в игре. Это могут быть карточки с изображениями и подписями, игрушки, предметы быта, которые соответствуют выбранной тематике. Часть оборудования, атрибутов для игр изготавливается совместно с дошкольниками и их родителями. Дети пользуются изготовленным оборудованием очень бережно и с гордостью. Важно, чтобы в ходе игры дети не просто называли предметы, но и выполняли с ними определенные действия, что помогает закрепить новые слова в активном словаре.
Еще одним важным аспектом является поощрение детей к самостоятельному построению высказываний. В процессе игры педагог создает ситуации, требующие от детей речевой активности: например, предложить клиенту товар в магазине, дать совет пациенту в больнице, рассказать о планах на выходные в семье, представить продукцию и услуги в офисе или салоне. Это помогает детям учиться строить связные высказывания, использовать новые слова и выражения в контексте, что способствует развитию их речи и коммуникативных умений.
Особое внимание уделяется созданию мотивации для участия детей в игре. Элементы соревнования, похвала за удачные высказывания, поддержка и одобрение со стороны педагога помогают детям чувствовать себя уверенно и активно участвовать в игровом процессе. Важно, чтобы дети получали положительный опыт общения, что способствует развитию уверенности в своих речевых возможностях.
Таким образом считаю, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития словарного запаса и речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Она позволяет детям осваивать новую лексику в игровой форме, развивать коммуникативные навыки и формировать связную речь. Использование сюжетно-ролевых игр в логопедической практике способствует преодолению речевых нарушений и улучшению общего речевого развития детей.
Список литературы
Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) /СПб.: Детство-Пресс, 2015.
Сокольникова, Н. М. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры / Н. М. Сокольникова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 66-68.
Скачать работу
Пинская Ирина Николаевна, воспитатель
МБДОУ № 2 "Дюймовочка", Красноярский край, г. Шарыпово
Аннотация. В статье рассматривается использование сюжетно-ролевой игры как средства развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Описаны основные принципы организации и проведения таких игр, которые способствуют активному усвоению новых слов, развитию коммуникативных навыков и улучшению связной речи. Приведены примеры сюжетно-ролевых игр, направленных на обогащение лексики и преодоление речевых нарушений.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, словарный запас, старший дошкольный возраст, ОНР, речевое развитие, логопедическая работа.
Сюжетно-ролевая игра является одним из эффективных методов развития речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети с ОНР часто испытывают трудности в усвоении и использовании лексики, что ограничивает их речевые возможности и затрудняет общение с окружающими. В этом контексте сюжетно-ролевая игра становится незаменимым инструментом, способствующим не только расширению словарного запаса, но и развитию коммуникативных навыков, а также формированию связной речи.
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр предполагает создание таких игровых ситуаций, в которых дети активно используют речевые средства для выполнения различных ролей и решения поставленных задач. Эти игры позволяют детям осваивать новую лексику в естественных для них условиях, что значительно облегчает процесс запоминания и дальнейшего использования слов в повседневной речи.
Одним из ключевых аспектов сюжетно-ролевой игры является выбор тематики, близкой и интересной детям. Например, темы игр могут включать "Магазин", "Больница", "Семья", "Путешествие", "Праздник". В каждой из этих тем дети выполняют определенные роли, требующие использования специфической лексики.
В настоящее время прогрессивных перемен меняется и тематика сюжетно-ролевых игр детей. Теперь дети играют в Менеджера продаж, Банковских работников, Салон красоты и ногтевого сервиса, Видеоблогер, Ландшафтный дизайнер, Дизайнер одежды, мебели и др. Активный словарный запас воспитанников пополняется современными словами: визажист, имиджмейкер, банкир, депозиты и вклады, видеоклипы, камера, аппаратура для съемок и др.
В процессе игры дети учатся называть предметы, действия, описывать ситуации, что способствует активному обогащению словарного запаса.
Для успешного проведения сюжетно-ролевых игр педагогу необходимо самому изучить предмет, узнать составляющие игры (профессии), материалы и инструменты, используемые в работе, подготовить речевой и раздаточный материал, который будет использован в игре. Это могут быть карточки с изображениями и подписями, игрушки, предметы быта, которые соответствуют выбранной тематике. Часть оборудования, атрибутов для игр изготавливается совместно с дошкольниками и их родителями. Дети пользуются изготовленным оборудованием очень бережно и с гордостью. Важно, чтобы в ходе игры дети не просто называли предметы, но и выполняли с ними определенные действия, что помогает закрепить новые слова в активном словаре.
Еще одним важным аспектом является поощрение детей к самостоятельному построению высказываний. В процессе игры педагог создает ситуации, требующие от детей речевой активности: например, предложить клиенту товар в магазине, дать совет пациенту в больнице, рассказать о планах на выходные в семье, представить продукцию и услуги в офисе или салоне. Это помогает детям учиться строить связные высказывания, использовать новые слова и выражения в контексте, что способствует развитию их речи и коммуникативных умений.
Особое внимание уделяется созданию мотивации для участия детей в игре. Элементы соревнования, похвала за удачные высказывания, поддержка и одобрение со стороны педагога помогают детям чувствовать себя уверенно и активно участвовать в игровом процессе. Важно, чтобы дети получали положительный опыт общения, что способствует развитию уверенности в своих речевых возможностях.
Таким образом считаю, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития словарного запаса и речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Она позволяет детям осваивать новую лексику в игровой форме, развивать коммуникативные навыки и формировать связную речь. Использование сюжетно-ролевых игр в логопедической практике способствует преодолению речевых нарушений и улучшению общего речевого развития детей.
Список литературы
Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) /СПб.: Детство-Пресс, 2015.
Сокольникова, Н. М. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры / Н. М. Сокольникова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 66-68.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств