Головцова Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования
МОУ ДО Детская школа искусств г. Переславля-Залесского
Аннотация. Встатье рассматривается процесс работы над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио с учащимися младших классов детской школы искусств. Описываются методические подходы, направленные на развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодической интонацииу детей. Приводятся примеры упражнений и заданий, способствующих усвоению материала и развитию навыков записи мелодий на слух. Акцентируется внимание на значении регулярной работы над диктантами для формирования музыкального мышления.
Ключевые слова:мелодический диктант, сольфеджио, детская школа искусств, музыкальный слух, младшие классы, музыкальное мышление, ритм.
Работа над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио с младшими школьниками является важной частью образовательного процесса в детской школе искусств. Основной целью диктантов является развитие музыкального слуха, способности воспринимать и записывать мелодию на слух, а также понимания основных музыкальных закономерностей.
Методика работы с мелодическим диктантом строится на последовательномусложнении заданий. В начальной стадии обучения, диктанты должны быть простыми по структуре, включающими небольшое количество звуков и ограниченное количество ступеней. Важно начинать с элементарных интервалов и шагов по гамме, что позволит детям сосредоточиться на правильной интонации и ритмическом рисунке.
Для успешного выполнения диктанта необходимо подготовить учащихся через специальные упражнения. Это могут быть упражнения на пропевание отдельных интервалов, ритмические упражнения, пение гамм иарпеджио. Эти задания помогают детям не только запомнить мелодические контуры, но и развить слуховую память.
Особое значение в работе над диктантом имеет развитие ритмического слуха. Учитель должен уделять внимание ритмическим шаблонам, которые встречаютсяв диктантах. Для младших классов могут быть полезны упражнения, которые помогают им запоминать и воспроизводить ритм путем хлопков, простукивания или других ритмических упражнений.
Важно также развивать у детей способность анализировать мелодию до её записи. Это включает в себя обучение их выявлению логических связей между звуками, определению ритмической и мелодической структуры, что позволяет лучше понимать музыкальный материал перед тем, как записывать его на слух. Такие навыки помогут учащимся быстрееи точнее выполнять диктанты на более сложных уровнях.
Регулярное выполнение мелодических диктантов способствует развитию музыкального мышления у детей. Они учатся не только слышать и записывать мелодию, но и осознавать её внутренние закономерности, такие как повторяемость мелодических мотивов, тональные связи и характерные интонации.
Примером работы может служить ситуация, когда ученикам предлагается сначала пропеть мелодию по ступеням, затем по нотам, а после этого записать её на слух. Это позволяет детямболее уверенно справляться с задачей и закреплять свои знания на практике.
Таким образом, регулярная работа над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио играет ключевую роль в формировании у младших школьников устойчивого музыкального слуха и чувства ритма. Важно, чтобы учитель шаг за шагом повышал сложность заданий, адаптируя их к возрастным и учебным особенностям детей.
Список литературы
-
Лифановская, Л. И. Работа над музыкальными диктантами на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ / Л. И.Лифановская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 216-219.
-
Фролова Ю. 1 кл Сольфеджио smart-пособие с мультимедийным приложением ДМШ Издательство "Феникс", Ростов-на-Дону, 2021 г., 80 стр.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат