Воспитатель: Процевская Татьяна Сергеевна
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье находит свое отражение актуальная в условиях реализации ФОП ДОО проблема приобщения дошкольников к родной культуре. Опора на личный профессиональный опыт позволяет автору сделать вывод о том, что решать ее нужно комплексно и с учетом индивидуальных возможностей детей.
Одной из основных задач, решаемых в условиях современного ДОУ, является приобщение детей к истокам национальной культуры, народным традициям. Составители Федеральной образовательной программы призывают педагогов давать детям такие знания, которые помогут им идентифицировать себя как часть большого народа, обладающего определёнными духовными ценностями. Конечно, это часть обширной работы по патриотическому воспитанию, актуальность которого в наши дни не требует подтверждения. Любовь к родной стране, почитание ее обычаев и следование традициям даст юному гражданину России возможность почувствовать спокойствие и быть уверенным в завтрашнем дне. Такое чувство баланса – своеобразная база, содействующая успешному освоению знаний по всем образовательным областям.
Ознакомление дошкольника с национальной культурой и традициями решает вопрос его всестороннего развития – основного целевого ориентира в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО. Ведь в процессе у него тренируется память (когда он разучивает стихотворные тексты для народных игр, запоминает слова народных песен и тд), развивается логическое мышление (когда он размышляет над смыслом пословиц и поговорок), активизируется речь (по мере чтения русских народных сказок, разучивания чистоговорок и скороговорок), раскрываются творческие умения (во время создания поделок в стиле народного декоративного творчества) и т.д.
В нашей группе знакомство детей с русской культурой и традициями происходит в разных формах. В первую очередь, отметим, что при планировании деятельности мы опираемся на принцип учета индивидуальных возможностей детей нашей группы. Выделив особенности их развития, насущные потребности и, главное, интересы, мы комплексно решаем вопросы патриотического воспитания в разных видах деятельности. Считаем, что только так можно подобрать наиболее удачные педагогические инструменты и дать детям большой импульс к изучению национальной культуры и соблюдению традиций. Среди тех, что используем мы: народные подвижные игры, слушание народных песен, колыбельных перед сном, разучивание народных танцев, чтение сказок, проговаривание чистоговорок и скороговорок. Конечно, отдельно хотелось бы сделать акцент на досугах и праздниках, благодаря которым можно создать наиболее эмоциональную атмосферу.
Также хочется отметить оснащение развивающей предметно-пространственной среды, которая способна в определенной степени пробудить внимание дошкольников к народной культуре. Речь идет о наличии в группе образцов изделий народных мастеров (гжельская и хохломская посуда, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка, матрешки и др.), мини – музеев (русской ложки, народной посуды, лоскутной куклы и тд.), обширной библиотеки с народными произведениями, включая их аудиоверсии. Все это активно стимулирует внимание ребёнка, он чаще проявляет интерес к национальной культуре и традициям, задает вопросы, стремится узнать еще больше.
Без всякого сомнения, продуктивность всей работы педагогов будет выше, если привлечь в этот процесс родителей воспитанников. С этой целью необходимо заниматься просветительской работой при помощи наглядной агитации, а, кроме того, и вовлекать в проектную деятельность, приглашать на участие в праздниках, в конкурсах.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование у дошкольников интереса к народной культуре и традициям – задача общественно значимая, ведь от того, насколько грамотно мы подойдем к ее решению сейчас, зависит будущее нашей страны, ее дальнейшее процветание.
Список использованных источников:
1. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России / Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2019.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат