автор: Алейникова Ирина Александровна,
старший воспитатель
Сортер - полезная развивающая игрушка для детей.
Большинство дошкольных образовательных организаций активно реализуют новые формы дошкольного образования. Однако, распространение нововведений в различных периодических изданиях, педагогический опыт воспитателями практиками представлен лишь фрагментарно. Особенно это относится к воспитанию детей раннего возраста.
В настоящее время новое звучание приобретают требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленные в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.
В современных условиях для воспитателей открываются широкие возможности для достижения необходимых результатов на этапе раннего детства.
Сегодня я представляю вашему вниманию дидактическую игрушку – сортер, изготовленную своими руками.
Сортер или сортировщик (возможно, так будет понятнее) – это игрушка, которая помогает сортировать предметы по определенному признаку (как правило, по форме, цвету или размеру).
«Сортер» - новое понятие, хотя такие игрушки мы знаем и используем в работе с детьми давно, это и матрёшки, стаканчики – вкладыши, бочонки, геометрические вкладыши и так далее.
Игрушка-сортер состоит из двух основных составляющих– это емкость с отверстиями разной формы и размера, а также несколько фигурок-вкладышей, каждая из которых соответствует какому-то одному отверстию. Перед малышом стоит непростая задача – найти для каждой фигурки ее собственное окошечко.
Все сортеры можно условно разделить на три группы.
Первая группа таких игрушек – полусортеры. К этой группе относятся игрушки, игра в которые, с одной стороны, предполагает сортировку, а, с другой стороны, догадаться, что предметы нужно определенным образом сортировать. Ребенок вряд ли сможет сам, будет нужна подсказка взрослого. Любая пирамидка является таким «полусортером». Можно надеть колечки на стержень в порядке убывания размера, но ничто не мешает сделать это по-другому. Втыкалки, грибы на полянке, это тоже полусортеры . Можно расставлять цилиндрики и грибочки по полю в соответствии с определенными правилами, но сама игрушка не позволяет контролировать правильность процесса (штырьки и отверстия все одинаковые). Для занятий с «полу сортерами» нужно присутствие взрослого. Именно взрослый сможет дать ребенку задание и проконтролировать правильность его выполнения. Плюсом данных игрушек является большое число заданий, которые можно придумать с их помощью.
Вторая группа, это почти сортеры. Вкладывающиеся друг в друга стаканчики, матрешки (да, да, как ни странно это звучит, матрешка по сути своей почти сортер) и другие подобные игрушки. Эти игрушки – это уже почти сортеры. Большая матрешка не влезет в маленькую. Большой стаканчик не будет стоять на маленьком. Но все-таки существует множество вариантов размещения предметов, ничто не мешает пропустить несколько элементов в цепочке.
Третья группа – это «настоящие» сортеры. Здесь игрушка сама определяет правила сортировки (как правило, сортировка по форме, цвету и размеру) и «следит» за правильностью их исполнения. Они могут быть разной формы: куб, корзинка, «черепаха» и т.д., геометрические фигуры могут просто вставляться в отверстие или проваливаться вовнутрь.
Следует обратить внимание, что для малышей лучше использовать сортеры с 3-4 отверстиями и фигурами контрастной формы круг, квадрат, треугольник.
Сортеры могут быть деревянными, пластмассовыми, плоскостными, объёмными.
«Курочка с цыплятками» – форма из под яиц на десяток, раскрашенными ячейками с закреплённым образом курочки и набором цыплят соответствующего ячейке цвета, разной величины.
В начале работы с сортером мы с детьми внимательно рассматривали её. Я проговаривала и показывала, какого цвета, побуждая детей повторять за мной фразы. Просила детей показать красный цвет, синий и так далее. То есть первоначально дети находили предметы по одному признаку. Дети находили цыплёнка заданного цвета и помещали его в отверстие- гнёздышко, такого же цвета.
Когда ребёнок освоил цвет, величину, ему предлагалось найти предмет по двум признакам. Например, красный-большой цыплёнок.
Данная игрушка может использоваться для индивидуальной работы с ребёнком, с несколькими детьми сразу, а также для самостоятельной игры детей.
Работая с детьми используя сортер, я сделала вывод, что дети получают большое удовольствие играя, другие дети проявляют интерес к игрушке; получают положительные эмоции, что благоприятно сказывается на общем психологическом состоянии детей.
В результате использования данной игры
1. Дети различают цвет и размер предметов. Активизировалась речь детей, пополнился словарь.
2. Умеют соотносить фигурки с соответствующим местом, наблюдать, сравнивать, анализировать.
3. У детей развита крупная и мелкая моторика рук, координация движений рук, логическое мышление, внимание, тактильное восприятие.
4. У детей есть желание исследовать новые объекты.
Очень важно отметить, что игрушка выполнена из доступных, экологически чистых материалов (картон) и главное совершенно безопасна.
Литература
1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.Владос.2007.
2. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. М.А.Аралова. Учебно-методическое пособие. Игры с детьми раннего возраста./М.: Сфера, 2009.
5. Янушко Е.А., Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
/Методическое пособие для воспитателей и родителей./ М.: Владос.2010
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат