Дата публикации:
29.08.2024
Автор:
Габдулхаков Фаниль Рамзилевич
Название работы:
Использование различных приемов и методов в работе учителя для формирования функциональной грамотности на уроках обществознания
Работа:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Габдулхаков Фаниль Рамзилевич, учитель истории и обществознания
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма"
Аннотация. В статье рассматриваются приемы и методы, которые учителя обществознания могут использовать для формирования функциональной грамотности у учащихся. Описаны ключевые аспекты функциональной грамотности, такие как критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать обоснованные решения и понимать социальные процессы. Приведены примеры активных методов обучения, которые способствуют развитию этих навыков, а также рассмотрены методы оценки уровня функциональной грамотности на уроках обществознания.
Ключевые слова: функциональная грамотность, обществознание, критическое мышление, активные методы обучения, социальные процессы, оценка знаний.
Формирование функциональной грамотности у школьников является одной из главных задач современного образования, особенно на уроках обществознания, где рассматриваются сложные социальные процессы и взаимодействия. Функциональная грамотность предполагает способность ученика применять полученные знания на практике, анализировать информацию, критически оценивать источники, делать осознанные выводы и принимать решения в различных жизненных ситуациях.
Основные аспекты функциональной грамотности включают способность к критическому мышлению, понимание социальных и политических процессов, анализ информации, умение аргументировать свою позицию и принимать решения на основе осознанного выбора. Для формирования этих навыков на уроках обществознания учителю необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.
Активные методы обучения играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности. Они включают:
Дискуссии и дебаты. Этот метод позволяет учащимся развивать умение аргументировать свои мысли, слушать других, анализировать разные точки зрения и формировать собственное мнение. Например, на уроках обществознания можно проводить дебаты по актуальным социальным или политическим вопросам, что способствует углубленному пониманию тем и развитию критического мышления.
Использование реальных ситуаций и социальных кейсов помогает учащимся применить теоретические знания на практике, развивает способность к принятию решений и оценке различных факторов. Например, анализ конкретных случаев из жизни общества, таких как правовые коллизии или экономические кризисы, позволяет учащимся видеть взаимосвязи между теориями и реальной жизнью.
Включение ролевых игр на уроках обществознания позволяет моделировать социальные процессы и взаимоотношения, что способствует лучшему пониманию политических, экономических и социальных механизмов. Например, моделирование работы парламента или суда помогает учащимся лучше понять принципы демократии и правосудия.
Учащиеся могут работать над проектами, которые требуют исследования социальных проблем, разработки предложений по их решению и презентации результатов. Это развивает навыки самостоятельного поиска информации, критического анализа и работы в команде. Проекты могут быть связаны с исследованиями локальных сообществ, экологических проблем или прав человека.
Включение в уроки мультимедийных презентаций, документальных фильмов, интерактивных заданий и интернет-ресурсов помогает сделать процесс обучения более наглядным и увлекательным. Это способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков работы с информацией.
Методы оценки функциональной грамотности включают использование практических заданий, которые требуют от учащихся применения знаний в новых контекстах, анализ ситуаций, аргументацию и принятие решений. Например, учащимся можно предложить проанализировать социальный феномен, сделать прогноз его развития или предложить решения для конкретной общественной проблемы. Такие задания позволяют оценить не только знание фактов, но и умение применять их на практике.
Интеграция знаний из других предметов также способствует развитию функциональной грамотности. На уроках обществознания можно использовать знания из истории, географии, литературы и других предметов для комплексного анализа социальных явлений. Это помогает учащимся видеть многогранность и сложность общественных процессов, а также развивает междисциплинарное мышление.
Роль учителя в формировании функциональной грамотности заключается в создании условий для активного участия учащихся в учебном процессе, поощрении их самостоятельности, критического мышления и анализа. Учитель должен выступать в роли наставника и модератора, который направляет учащихся в их поисках знаний, помогает формулировать выводы и развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе.
В заключение следует отметить, что использование разнообразных приемов и методов на уроках обществознания способствует формированию у школьников функциональной грамотности, необходимой для их успешной социализации и активного участия в жизни общества. Активные методы обучения, такие как дискуссии, ролевые игры и проектная деятельность, развивают у учащихся критическое мышление, умение анализировать и применять знания, что является важным компонентом современного образования.
Список литературы
Корнеева, Е. А. Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания / Е. А. Корнеева. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 43-48.
Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021.
Скачать работу
Габдулхаков Фаниль Рамзилевич, учитель истории и обществознания
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма"
Аннотация. В статье рассматриваются приемы и методы, которые учителя обществознания могут использовать для формирования функциональной грамотности у учащихся. Описаны ключевые аспекты функциональной грамотности, такие как критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать обоснованные решения и понимать социальные процессы. Приведены примеры активных методов обучения, которые способствуют развитию этих навыков, а также рассмотрены методы оценки уровня функциональной грамотности на уроках обществознания.
Ключевые слова: функциональная грамотность, обществознание, критическое мышление, активные методы обучения, социальные процессы, оценка знаний.
Формирование функциональной грамотности у школьников является одной из главных задач современного образования, особенно на уроках обществознания, где рассматриваются сложные социальные процессы и взаимодействия. Функциональная грамотность предполагает способность ученика применять полученные знания на практике, анализировать информацию, критически оценивать источники, делать осознанные выводы и принимать решения в различных жизненных ситуациях.
Основные аспекты функциональной грамотности включают способность к критическому мышлению, понимание социальных и политических процессов, анализ информации, умение аргументировать свою позицию и принимать решения на основе осознанного выбора. Для формирования этих навыков на уроках обществознания учителю необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.
Активные методы обучения играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности. Они включают:
Дискуссии и дебаты. Этот метод позволяет учащимся развивать умение аргументировать свои мысли, слушать других, анализировать разные точки зрения и формировать собственное мнение. Например, на уроках обществознания можно проводить дебаты по актуальным социальным или политическим вопросам, что способствует углубленному пониманию тем и развитию критического мышления.
Использование реальных ситуаций и социальных кейсов помогает учащимся применить теоретические знания на практике, развивает способность к принятию решений и оценке различных факторов. Например, анализ конкретных случаев из жизни общества, таких как правовые коллизии или экономические кризисы, позволяет учащимся видеть взаимосвязи между теориями и реальной жизнью.
Включение ролевых игр на уроках обществознания позволяет моделировать социальные процессы и взаимоотношения, что способствует лучшему пониманию политических, экономических и социальных механизмов. Например, моделирование работы парламента или суда помогает учащимся лучше понять принципы демократии и правосудия.
Учащиеся могут работать над проектами, которые требуют исследования социальных проблем, разработки предложений по их решению и презентации результатов. Это развивает навыки самостоятельного поиска информации, критического анализа и работы в команде. Проекты могут быть связаны с исследованиями локальных сообществ, экологических проблем или прав человека.
Включение в уроки мультимедийных презентаций, документальных фильмов, интерактивных заданий и интернет-ресурсов помогает сделать процесс обучения более наглядным и увлекательным. Это способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков работы с информацией.
Методы оценки функциональной грамотности включают использование практических заданий, которые требуют от учащихся применения знаний в новых контекстах, анализ ситуаций, аргументацию и принятие решений. Например, учащимся можно предложить проанализировать социальный феномен, сделать прогноз его развития или предложить решения для конкретной общественной проблемы. Такие задания позволяют оценить не только знание фактов, но и умение применять их на практике.
Интеграция знаний из других предметов также способствует развитию функциональной грамотности. На уроках обществознания можно использовать знания из истории, географии, литературы и других предметов для комплексного анализа социальных явлений. Это помогает учащимся видеть многогранность и сложность общественных процессов, а также развивает междисциплинарное мышление.
Роль учителя в формировании функциональной грамотности заключается в создании условий для активного участия учащихся в учебном процессе, поощрении их самостоятельности, критического мышления и анализа. Учитель должен выступать в роли наставника и модератора, который направляет учащихся в их поисках знаний, помогает формулировать выводы и развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе.
В заключение следует отметить, что использование разнообразных приемов и методов на уроках обществознания способствует формированию у школьников функциональной грамотности, необходимой для их успешной социализации и активного участия в жизни общества. Активные методы обучения, такие как дискуссии, ролевые игры и проектная деятельность, развивают у учащихся критическое мышление, умение анализировать и применять знания, что является важным компонентом современного образования.
Список литературы
Корнеева, Е. А. Функциональная грамотность как основа для развития навыков коммуникации на уроках истории и обществознания / Е. А. Корнеева. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 43-48.
Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. С. Бегашева, Н. И. Васильева, Е. Г. Коликова и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2021.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств