МЕТОДИКА ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВА И ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сапкулова Анастасия Николаевна, воспитатель
МБДОУ № 21, г. Артемовский
Аннотация. В статье рассматриваются методы интеграции искусства с другими образовательными областями в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Подчеркивается значимость такого подхода для их всестороннего развития, формирования их творческих и познавательных способностей. Описываются основные принципы и приемы интеграции искусства с математикой, литературой, природоведением и другими областями, а также приводятся примеры практического применения данной методики в работе с детьми.
Ключевые слова: интеграция искусства, дошкольное образование, творческое развитие, междисциплинарный подход, методика воспитания.
Современное дошкольное образование требует комплексного подхода к воспитанию и развитию детей. Одним из эффективных методов достижения гармоничного развития является интеграция различных образовательных областей. В этом контексте искусство играет важную роль, так как оно не только развивает творческие способности, но и способствует лучшему усвоению знаний в других областях, таких как математика, язык, природа и общество. Интеграция искусства с этими образовательными областями помогает формировать у детей целостное восприятие мира и развивает их способности к аналитическому и креативному мышлению.
Например, занимаясь изобразительной деятельностью, дети могут одновременно изучать формы и цвета (математика), осознавать влияние природных факторов на краски (окружающий), а также узнавать о культурных особенностях различных народов (история и обществознание). Такой подход способствует развитию междисциплинарного мышления, когда дошкольники учатся видеть связи между различными явлениями и понятиями.
Так, в процессе создания аппликаций дети могут использовать геометрические фигуры, что поможет им усвоить базовые понятия математики, а выбор цветов и материалов будет связан с обсуждением природы и ее явлений.
Искусство, как правило, вызывает у детей живой интерес и эмоциональный отклик, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Интеграция творчества с другими образовательными областями стимулирует познавательную активность дошкольников, пробуждает их интерес к новым знаниям и развивает любознательность. Использование художественных методов в обучении помогает детям лучше запоминать и понимать новый материал, так как они видят и ощущают его через творчество.
Например, изучение сказок с последующим созданием иллюстраций к ним позволяет им глубже осмыслить литературное произведение и развить фантазию.
Искусство является основным инструментом для развития творческих способностей детей. Интеграция его с другими образовательными областями расширяет возможности для самовыражения и креативного мышления. Дошкольники учатся не только создавать художественные произведения, но и применять творческий подход к решению задач в других областях. Такой метод способствует формированию у них уверенности в своих силах и навыков самостоятельного мышления.
Так, введение элементов театрализации в процесс обучения позволяет детям разыгрывать сценки на основе изучаемого материала, что развивает их креативные способности и помогает лучше усвоить информацию.
Одним из эффективных методов интеграции искусства и математики является использование геометрических форм в изобразительной деятельности. Дети могут изучать основы геометрии через создание художественных композиций, что способствует развитию у них пространственного мышления и понимания математических концепций.
К примеру, создание мозаик из геометрических фигур помогает дошкольникам изучить формы, размеры и их комбинации, развивая математическое мышление.
Искусство тесно связано с развитием речи и языковых навыков. Интеграция этих областей может осуществляться через создание и обсуждение иллюстраций к литературным произведениям, разыгрывание сюжетов сказок, создание собственных историй и стихотворений.
Например, после чтения рассказа дети могут нарисовать сцены из книги и рассказать о них, что способствует развитию речи, навыков пересказа и обогащению словарного запаса.
Искусство также помогает дошкольникам лучше понять и осознать природные явления, научиться замечать красоту окружающего мира и бережно относиться к природе. Интеграция с природоведением может включать в себя создание картин, аппликаций или скульптур на тему природы, а также проведение наблюдений за окружающей средой с последующим изображением.
Через искусство дети могут лучше узнать и понять культурные традиции, обычаи и историю своего народа и других стран. Интеграция с общественными дисциплинами может включать в себя создание народных костюмов, изучение орнаментов, проведение праздников и театральных постановок на исторические и культурные темы.
Так, создание поделок в народных традициях, таких как роспись матрёшек или изготовление кукол, способствует знакомству дошкольников с культурным наследием и историей.
Для воспитателей важно планировать занятия с учетом интеграции различных образовательных областей. Разрабатывайте программы, которые включают элементы искусства в процессе изучения математики, языка, природы и общества. Используйте междисциплинарные подходы в обучении, включайте в занятия элементы из разных областей знаний, чтобы помочь детям лучше понять связи между различными предметами. Создавайте условия для творческого самовыражения. Предоставляйте воспитанникам возможность самостоятельно выбирать формы и методы выполнения заданий, ведь это способствует развитию их индивидуальности и творческих способностей. Включайте в образовательный процесс элементы игры, театрализации, а также практическую деятельность, что делает обучение более увлекательным и результативным.
Таким образом, интеграция искусства с другими образовательными областями в дошкольном воспитании — это эффективный метод развития у детей целостного восприятия мира, творческих способностей и познавательной активности. Такой подход помогает воспитателям создавать насыщенные и интересные занятия, способствующие всестороннему развитию личности ребёнка. Использование интеграции в образовательном процессе делает обучение более комплексным, разнообразным и ориентированным на потребности каждого дошкольника.
Список литературы
Долгун
, Н. В. Изобразительная деятельность как один из способов подготовки к обучению в школе / Н. В.
Долгун
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 485-487.
Рощупкина, Н. А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС / Н. А. Рощупкина. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 311-313.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат