Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Адаптация логопедических материалов для работы с детьми с нарушениями зрения. Работа №68770

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Адаптация логопедических материалов для работы с детьми с нарушениями зрения
Работа:

АДАПТАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

Ковтунова Юлия Петровначитель-логопед

ГБОУ "Школа № 31 "Созвездие" с инклюзивным обучением, предоставлением ДО в группах компенсирующего вида имвятого Прокопия ГО Горловка" ДНР

 

Аннотация. Адаптация логопедических материалов для работы с детьми с нарушениями зрения является важным аспектом коррекционно-развивающей деятельности, направленной на успешное развитие речи и коммуникации у данной категории детей. В статье рассматриваются ключевые методы и подходы к адаптации материалов, а также приводятся примеры использования различных средств и технологий для создания доступной образовательной среды. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям, которые могут быть полезны учителям-логопедам в их работе.

Ключевые слова: логопедические материалы, адаптация, дети с нарушениями зрения, коррекционная работа, речевое развитие, доступная образовательная среда.

 

Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, требует особого подхода, особенно в области логопедии, где визуальные материалы часто играют ключевую роль в обучении и развитии речевых навыков. Адаптация логопедических материалов для этих детей включает в себя изменение как содержательной, так и визуальной составляющей, чтобы сделать процесс обучения доступным и эффективным.

Первым шагом в адаптации является использование специальных тактильных и аудиальных материалов, которые позволяют детям с нарушениями зрения воспринимать информацию на альтернативных каналах. Например, вместо стандартных картинок с изображением предметов можно использовать объемные модели или тактильные карточки, которые дети могут ощупывать. Такой подход помогает детям лучше понимать и запоминать новые слова и понятия. Кроме того, звуковое сопровождение, включая озвучивание текстов и описание объектов, становится важным компонентом логопедических занятий. Использование аудиозаписей, включающих четкое и медленное произношение слов, способствует лучшему усвоению материала.

Важно также учитывать необходимость изменения пространственного размещения и оформления учебных материалов. Например, если используется печатный текст, его нужно увеличить и подобрать шрифт с высокой контрастностью, чтобы он был доступен для детей с остаточным зрением. Для детей с полной потерей зрения материалы должны быть доступны в формате Брайля. Кроме того, можно использовать специальные лупы или электронные устройства, которые увеличивают изображение на экране, делая его более доступным для восприятия.

Одним из эффективных методов адаптации логопедических занятий является включение в работу игр и упражнений, ориентированных на развитие слухового восприятия и моторики. Например, можно использовать игры, где ребенку нужно найти предмет по звуку или повторить ритм, что способствует развитию фонематического слуха и слуховой памяти, критически важных для успешного речевого развития. Также важно интегрировать упражнения на развитие тактильных ощущений, что особенно актуально для детей с полной или частичной потерей зрения.

Примером успешной адаптации логопедических материалов может служить использование специализированных приложений и компьютерных программ, которые созданы специально для детей с нарушениями зрения. Такие программы часто включают в себя озвучивание инструкций, использование контрастных цветов и тактильные интерфейсы, что позволяет детям легче взаимодействовать с материалом и лучше понимать задания. Например, существует ряд приложений, которые позволяют детям с помощью сенсорного экрана или клавиш воспроизводить звуки и слова, повторяя их за диктором, что способствует улучшению артикуляции и расширению словарного запаса.

Не менее важным является создание индивидуальных образовательных маршрутов, которые учитывают особенности восприятия каждого ребенка. Для этого учитель-логопед должен тесно сотрудничать с тифлопедагогами и родителями, чтобы разрабатывать и внедрять адаптированные методы и материалы, которые соответствуют потребностям конкретного ребенка. Например, если ребенок имеет остаточное зрение, можно использовать визуальные материалы, но в сочетании с тактильными и звуковыми элементами, чтобы максимально использовать все доступные ему каналы восприятия.

Вовлечение родителей в процесс адаптации логопедических материалов также играет важную роль. Логопед может обучать родителей, как использовать адаптированные материалы и технологии в домашних условиях, чтобы поддерживать и развивать речевые навыки ребенка. Например, логопед может предложить родителям использовать дома тактильные книги или аудиокниги с дополнением для упражнений по развитию слухового восприятия и расширению словарного запаса.

Таким образом, адаптация логопедических материалов для детей с нарушениями зрения требует комплексного подхода, включающего использование тактильных и аудиальных средств, изменение визуального оформления материалов, а также внедрение специализированных технологий. Примеры практического применения таких методов показывают, что их интеграция в логопедическую работу значительно повышает эффективность занятий и способствует успешному речевому развитию детей с нарушениями зрения.

Список литературы

 

Каражаева

Е.Д. Формирование предпосылок читательской деятельности у детей с нарушениями зрения / Е.Д.

Каражаева

, М.Т.

Хамицаева

, В.А. Лебединская [и др.] // Психология и педагогика XXI века. Современные проб

лемы и перспективы : сб. ст.

Междунар

. науч

.-

практ

.

конф

. – Уфа, 2018. – С. 196-200.

Скоробогатова Н.В. Выявление предпосылок нарушения чтения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения / Н.В. Скоробогатова, Е.А.

Милушкина

// Молодежь в науке: новы

е аргументы

:

сб. науч. работ. – Липецк, 2015. – С. 73-77.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×