АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Подогова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия им. З. А. Космодемьянской городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Автор описывает основные методы и приемы использования ИКТ на уроках, их влияние на учебный процесс, а также приводит практические рекомендации для учителей по эффективному внедрению технологий в обучение. В статье также рассматриваются потенциальные вызовы и пути их преодоления.
Ключевые слова: познавательная деятельность, ИКТ, русский язык, литература, мотивация, интерактивные методы, учебный процесс.
Современная школа сталкивается с необходимостью адаптации учебного процесса к требованиям информационного общества. Одним из наиболее перспективных направлений является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы. Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет сделать обучение более увлекательным и результативным.
В последние годы ИКТ заняли значительное место в образовательной среде. Они не только расширяют доступ к учебным материалам, но и способствуют развитию навыков, необходимых для успешного функционирования в современном мире. Для преподавания русского языка и литературы ИКТ открывают новые возможности:
Интерактивное обучение. ИКТ позволяют использовать и
нтерактивные методы, которые стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам.
Развитие критического мышления. Использование ИКТ способствует развитию аналитических способностей, поскольку учащиеся получают возможность работать с различными источниками и
нформации и критически их оценивать.
Индивидуализация обучения. ИКТ позволяют учителю адаптировать учебный процесс под инд
ивидуальные особенности каждого ученика, что делает обучение более эффективным.
Использование ИКТ в образовательном процессе способствует повышению мотивации учащихся. Это связано с тем, что современные дети, выросшие в окружении цифровых технологий, воспринимают их как естественную часть своей жизни. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет сделать обучение более привлекательным и доступным. Мультимедийные презентации, видеоматериалы и интерактивные схемы позволяют учащимся лучше понимать и запоминать учебный материал.
Использование онлайн-тестов и интерактивных заданий позволяет мгновенно оценивать знания учащихся и корректировать учебный процесс. ИКТ способствуют развитию навыков работы в команде, поскольку учащиеся могут совместно работать над проектами, используя онлайн-платформы.
Интерактивные презентации – это один из самых распространенных способов использования ИКТ на уроках. С помощью презентаций можно визуализировать сложные темы, представить литературные произведения в контексте исторических событий, проиллюстрировать биографии писателей и поэтов.
Учитель может создавать собственные презентации, используя такие программы, как PowerPoint или Google Slides. В презентации можно включать иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, что способствует лучшему восприятию материала. Учащиеся могут самостоятельно создавать презентации по прочитанным произведениям, анализируя тексты и представляя свои выводы. Это способствует развитию навыков исследования и анализа.
В последние годы появилось множество образовательных онлайн-платформ, которые предлагают различные интерактивные задания, тесты и курсы для учащихся. Учитель может использовать платформы для проведения онлайн-тестов и викторин. Это позволяет оперативно оценить знания учащихся и провести анализ результатов. Доступ к электронным учебникам и литературе дает возможность учащимся использовать дополнительные ресурсы для изучения предметов. Это способствует углублению знаний и расширению кругозора.
Использование видеоматериалов на уроках русского языка и литературы позволяет сделать обучение более наглядным и увлекательным. Видеоуроки, документальные фильмы, интервью с авторами и экранизации произведений могут существенно обогатить учебный процесс. Учитель может включать в уроки видеоматериалы, связанные с изучаемыми произведениями, и предлагать учащимся анализировать увиденное. Например, можно сравнивать оригинальный текст с его экранизацией, обсуждать режиссерские интерпретации.
ИКТ позволяют организовывать виртуальные экскурсии и квесты, что делает изучение литературы более интерактивным и увлекательным. Виртуальные экскурсии могут быть связаны с биографиями писателей, историческими местами или сюжетами произведений. Учитель может организовать виртуальные экскурсии по литературным музеям или местам, связанным с жизнью и творчеством писателей. Это позволяет учащимся окунуться в атмосферу эпохи и лучше понять исторический контекст произведений.
Организация учебного процесса с использованием ИКТ требует от учителя гибкости и способности адаптировать методы обучения под текущие условия. Учителю следует тщательно планировать уроки, включая использование ИКТ в учебный процесс. Важно предусмотреть время на техническую настройку и возможные трудности.
В заключение, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы открывает перед учителем новые возможности для активизации познавательной деятельности учащихся. ИКТ позволяют сделать обучение более интерактивным, интересным и эффективным. Однако для успешного внедрения ИКТ в учебный процесс необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, правильно подбирать и адаптировать материалы, а также быть готовым к решению возникающих технических и организационных проблем.
Список литературы
Акиф Л. М. Проблема формирования познавательной активности учащихся // Вестник ТГПУ, 2014. – 197-202 с
.
Архипова Н.П. Уроки литературы с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. - М: Глобус, 2015. – 341 с.
Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии. – 2016. – 7-12
с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат