Хромцова Евгения Сергеевна
студент 1 курса магистратуры, направление «Психология», магистерская программа «Консультативная психология и психотерапия», факультет психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Ветерок Екатерина Владимировна
доц. кафедры практической и специальной психологии,
Новосибирский государственный педагогический университет
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Работа посвящена теоретическому обзору исследований особенностей профессиональной рефлексивности практикующих психологов. В работе представлено различие рефлексии и рефлексивности. Поднята проблема разрозненности определений рефлексивности, а также описаны три аспекта ее изучения. Представлен теоретический анализ влияние уровня рефлексивности на эффективную профессиональную деятельность практикующего психолога. Рефлексивность практического психолога характеризуется целостностью и системностью, состоящей из таких компонентов, как личностная рефлексивность, рефлексивность развития, рефлексивность ресурсов, рефлексивность возможностей и рефлексивный барьер.
Ключевые слова: рефлексивность, практикующий психолог, личностная рефлексивность, профессиональная рефлексивность, эффективность деятельности.
В современном обществе профессия психолога приобретает всё большую значимость, поскольку люди нуждаются в психологической поддержке, осознании своей индивидуальности и развитии возможностей. Несмотря на то, что профессия практикующего психолога в России сравнительно нова, требования к специалистам достаточно высоки [3]. Рефлексивность — важный аспект профессиональных качеств психологов, ведь от её уровня зависит формирование личности специалиста. Поэтому важно исследовать влияние уровня рефлексивности на профессиональную деятельность психологов.
В психологических исследованиях феномен «рефлексивность» трактуется многогранно, и «рефлексивность» рассматривается как проблема в трёх различных аспектах:
1) Способность мышления быть обращённым на самого себя, на собственные мысли и анализ деятельности;
2) Анализ взаимодействия с другими людьми и особенностей эффективной коммуникации;
3) Исследование индивидуальных особенностей и возможностей для личностного роста и развития [1].
Рефлексия и рефлексивность не являются идентичными понятиями. Рефлексия определяется как процесс познания себя, а рефлексивность это качество и свойство личности (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов) [6].
Проблема профессионального развития психолога, с точки зрения развития рефлексивности, неоднократно представлена в теоретических и прикладных исследованиях следующих авторов: С.Ю. Степанов, В.И. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, А.В. Карпов, В.Д. Шадриков, В. А. Лефевр, И.Н. Семенов, Е. Б. Старовойтенко, А.В. Россохин, Г.П. Щедровицкий и другие [4]. В литературе этих учёных рассматриваются вопросы личностного развития психолога, формирования профессионального мышления, ценностно-смысловой сферы, развитие коммуникативных способностей и профессионального психологического сознания. Все авторы также отмечают необходимость развития рефлексивности для успешной деятельности практикующего психолога [3].
Целенаправленная деятельность практикующего психолога направлена на анализ своих результатов, способность к саморегуляции, навыку планирования дальнейшей работы, постановку точных целей и задач. Для всего из вышеперечисленного требуется рефлексивные способности. Также психолог обращается к рефлексивности вовремя супервезионных сессий, где он с помощью супервизора может задать себе вопросы об эффективности и правильности своей деятельности [5].
Рассматривая важность рефлексивности для практикующего психолога, исследователи отмечают, что существует два её аспекта:
1. Личностная рефлексия фокусируется на изучении внутренних переживаний и умении анализировать свою деятельность. Она развивается на всех стадиях обучения и подготовки будущих психологов. Во время этого процесса специалисты могут столкнуться с препятствиями в учебном и познавательном процессе, но приобретают умение ставить цели и находить новые пути их достижения [2]. В результате возникают оригинальные, уникальные и творческие подходы к решению проблем, демонстрируются креативность и прогнозирование студента.
2. Профессиональная рефлексивность отражается уже в момент трудовой деятельности. Профессиональная рефлексия характеризуется сдвоенностью, функцией взаимного отражения субъектов коммуникации (психолог-клиент). Во время консультационной сессии осуществляется процесс самопознания и познание субъектами друг друга. В качестве последнего этапа рефлексивности считается воспроизведение особенностей друг друга [3]. Также профессиональная рефлексия помогает увидеть возможные профессиональные ошибки, скорректировать план работы и найти наилучшее направление для достижения цели [5].
Во время профессиональной деятельности психолога немало важным аспектом является творческая составляющая, эффективность которой также зависит от уровня рефлексивности человека. Творчество помогает оценить свои возможности и найти креативный способ решения задачи [5].
Рефлексивность практического психолога характеризуется целостностью и системностью, состоящей из таких компонентов, как личностная рефлексивность, рефлексивность развития, рефлексивность ресурсов, рефлексивность возможностей и рефлексивный барьер. Эти компоненты взаимодействуют и влияют друг на друга, обеспечивая взаимосвязь между ними. Хотя уровень развития каждого компонента может быть разным, это не снижает эффективность работы психолога, а скорее способствует развитию недостающих аспектов [2].
Таких образом рефлексивность в деятельности практикующего психолога напрямую связана с эффективностью его деятельности, возможностью развития профессиональных навыков, соответствия профессиональным требованиям. Анализ литературы показал, что рефлексивность напрямую влияет на процесс обучения будущего специалиста, трудовую деятельность, а также на анализ полученных результатов.
Список литературы
1. Бадалова М. В. Профессиональная рефлексия практических психологов // Гуманитарно-педагогическая академия. 2019. URL: https://studfile.net/preview/8858961/ (дата обращения: 17.06.2024).
2. Головин А. А. Профессиональная рефлексия будущего специалиста: структура и содержание // Педагогический журнал, 2016. № 3. С. 162-172.
3. Медведева И. А., Осин Р.В. Рефлексивность и ее исследование у психологов-консультантов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал, 2023. № 05.
4. Ожиганова Г. В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4.
5. Тарасова Е. В. Рефлексия и смысложизненные ориентации как компоненты жизнеспособности психолога // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 109-128.
6. Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии, 2014. № 1. С. 17–32.
Научный руководитель – Е. В. Ветерок,
доц. кафедры практической и специальной психологии,
Новосибирский государственный педагогический университет
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат