Дата публикации:
01.09.2024
Автор:
Наталья Владимировна Артюхова
Название работы:
ОСОБЕННОСТИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗО ИСКУССТВА
ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа:
Особенности в МЕТОДИКЕ преподаваНИЯ ИЗО ИСКУССТВА
детЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья составлена преподавателем МБУ ДО ДХШ им. А.Р. Мазина г. Славянска-на-Кубани преподавателем Артюховой Натальей Владимировной
В проблеме успешности суммируются все результаты обучения (например, итоги учебного года или всего периода обучения ребенка по данной академической программе Рисунок). Дополнительное образование – открытие в образовании, поэтому обоснованная оценка успешности обучения необходима не только педагогу, ведущему занятие, но и ребенку, его родителям.
В педагогике уровни усвоения способа деятельности связывают с характеристиками типов задач, которыми учащийся прочно овладел, способен распознавать и решать их самостоятельно. Так, известный дидакт И.Я.Лернер дает следующие характеристики данных уровней:
- репродуктивный – уровень осознанного воспроизведения и запоминания, которое внешне проявляется в точности или близкому воспроизведению;
- продуктивный – уровень применения знаний, способа деятельности по образу или сходной ситуации;
- творческий – уровень применения знаний, способа деятельности, направленного на образное, нестандартное мышление.
Педагогически организованная продуктивная практическая творческая деятельность младших школьников должна предполагать работу с различными цветными художественными материалами. Понимание их технических возможностей будет способствовать формированию осознанных действий при выборе средств выражения.
Первое знакомство простыми карандашами разной мягкости, с пастелью, восковыми мелками, гуашью осуществлять не назидательно, а через игру в материале, при которой необычные, неожиданные эффекты, полученные порой случайно, использовать в выразительных целях. Постепенно от урока к уроку, познавая ту или иную технику, ученики приобретут практический художественный опыт. Основное передача светотени в рисунке, а также градации светлого и темного на объемной форме предмета (блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень).В целях своего замысла в качестве образного средства начнут использовать изобразительные и выразительные возможности различных цветных художественных материалов: в технике пастели такие, как мягкость переходов нежность тонов, бархатистость поверхности; в технике аппликации-звучность декоративного пятна, ритмическое их построение, контрастность; в технике восковых мелков-выразительность линейно-силуэтного рисунка; в технике гуаши-возможности чистых и смешанных цветов, использование в целях своего замысла фактуры поверхности.
Если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то большого желания и интереса проявлено не будет.
Отсюда следует вывод: учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуют соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.(1)
Планируя занятие важно заранее определить микроцели, которые направлены на преодоление у некоторых учеников трудностей в рисовании на темы. Именно этот вид художественной деятельности представляет сложную организационно-методическую задачу. Тем не менее, важно заранее определить какие психологические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) будут подвергаться в ходе урока наибольшему воздействию со стороны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования.
Важно заметить, что диагностика и тестирование происходят во время обучения, а не как рисунок результат на заданную тему, для классического психологического тестирования по рисунку (см. проективные методики).
В законченном рисунке мы видим уже результат совместной работы учителя и ученика – ребенка после многократных коррекций и анализов работы учителем в процессе создания самого художественного образа, в котором мы видим лишь результат этого взаимодействия, а меру измерений можем проследить лишь от работы к работе, как результат, освидетельствовавший об изменениях в ребенке, благодаря творческому подходу педагога или его отсутствии. Важно при анализе работ во время рисования не только языковая часть живописного полотна, но и анализ психоэмоционального состояния автора работы на тех или иных этапах творчества: когда ребенок делает паузы и в какие моменты развития мотива у него возникают вопросы к учителю. Важно обратить внимание на критические эмоции при определенной стадии выполнения работы, возникающие у обучающего во время рисования на ту или иную заданную педагогом тему. В этих случаях нужно применять приемы отвлечения (путем перенаправления внимания на другие художественные задачи или объекты на живописном полотне) или акцентирования (путем выявления новых качеств и отношений объекта). Иногда объектом возмущения на живописном полотне может выступать фрагмент (символ, деталь, пятно и так далее) не вызывающий такого восприятия у сторонних зрителей но ассоциативно важный для автора, который являясь центром личной проблемы обыгрывается с другими сопряженными с ним частями изображения для ее преодоления и при невозможности решения этой проблемы приводит к состоянию возмущения этого объекта к другим объектам на живописном полотне (иногда такими отношениями могут служить цвет, размер или формат в тематической работе).
На своих рисунках и изделиях дети пробуют соединить между собой разные величины, формы и цвета, пользуясь при этом принципом меры. Теперь этот эстетический принцип предстанет перед учеником в других видах, совсем непохожим на прошлогодний.(см. обучение за предшествующий период)
Рисунок – умение изображать то, что видишь, и то, что представляешь себе в воображении, - основа всех видов пластических искусств: живописи, графики, скульптуры…Обучение рисунку – одна из сложнейших задач художественной педагогики. Считается, что научить рисовать можно почти любого человека. Однако это утверждение стало бы верным при учете многих оговорок и ограничений. В особенности они необходимы, когда речь идет о занятиях с детьми младшего возраста.
Первое ограничение – психологическое. Дети этого возраста рисуют не столько так, как видят предметы, людей, животных, явления природы, сколько такими, какими их себе представляют, и что о них знают. Зрительные наблюдения, конечно, тоже влияют на то, что они изображают, но вторично – как некоторые, не очень значительное дополнение к эмоциональным впечатлениям и знаниям, которые порождают образы воображения. Многое из того, что в жизни дети видят так же, как взрослые на рисунке они не изображают.(3) Например, никогда не показывают освещенность предметов (свет и тени), не передают на них объемность предметов, игнорируют видимое уменьшение и трансформации формы предметов в глубине пространства. Считается, что они все это видят, но не все умеют передать на рисунке.
Второе ограничение – цель занятий изобразительным искусством в школе. Общеобразовательная школа не имеет целью подготовить учеников к профессиональным занятиям в этой области искусства. Ее цели – воспитание художественной культуры и развитие творческих способностей не особо одаренных, а всех детей. Поэтому обучение рисунку по упрощенной системе профессионального художественного образования для начальной школы непригодно.
Третье ограничение – различие между художественными и изобразительными способностями людей.
Они не всегда совмещаются в одном человеке. Нередко человек умеет точно и грамотно нарисовать какие-то предметы, растения, животных.., но художником быть не способен. На основании таких изобразительных способностей людей сложились многие прикладные профессии в археологии, этнографии и других видах научной и технической деятельности, где фотографий различных объектов недостаточно и требуется или точное изображение, или реконструкция объекта. Случается и противоположное. Художественно одаренный человек любит рисовать, но изобразительные возможности его более или менее ограниченны. Не случайно многие писатели, музыканты, режиссеры включают в свою профессиональную деятельность рисунки и другие виды изображения. Художественные способности проявляются у человека тоже не обязательно в живописи и графике, а в любом другом виде искусства или в особой восприимчивости к красоте природы, вещей, людей в понимании идей и чувств, выраженных в произведениях искусства. В детстве при благоприятных условиях воспитания художественные способности человека проявляются ярче и развиваются активнее, чем позже, когда он становится взрослым. Восприятие и понимание ребенком своей и окружающей жизни чрезвычайно близки к тому, чего требует именно искусство. Умение же передавать на рисунке внешний вид предметов и явлений еще очень невелико не только потому, что ребенку недостает знаний и опыта, а потому, что рисуют дети не совсем так, как взрослые. Следует на этот факт обратить внимание, прежде всего родителей.(3)
В учебных и творческих заданиях надо обязательно учитывать, какие объекты окружающей жизни наиболее интересны детям этого возраста. Однако если на уроке отдельно учить детей (показывать), как надо рисовать лошадь или медведя, голубя или синицу, жука или бабочку, то обучение станет и бесконечным, и малопродуктивным.
Учить полезно не частностям, а тому общему, посредством чего можно изобразить любые предметы и явления. С чего я и начала данную статью. Причем учить не только тому, как передавать их внешний вид, но и как изобразить их красиво и выразительно, художественно. В младшем школьном возрасте обучать рисунку полезнее всего, начиная с различий формы очертаний изображений, то есть рисовать, продвигаясь от общего к частям и деталям того, что хочешь изобразить.
Преодолевая вместе с ребенком методом развития мышления и других психологических качеств личности, хочется обратиться к арттерапии. Во время рисования ребенок проецирует свое внутреннее Я, выражает себя на бумаге. Рисунки содержат своеобразную семантику – знаки, изучение которых может приоткрыть завесу, скрывающую от нас внутренний мир малыша. Дети более непосредственны, чем взрослые, однако, зачастую их творческие работы прочесть еще труднее, чем рисунки взрослых. С помощью рисовальных техник (вполне несложных) можно очень эффектно развивать личностную и познавательную сферы, контактность и общительность ребенка.
Список литературы
Богданова Т.Г., Корнилов Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка – Москва, 1994, Роспедагентство. Стр.54-63
Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе., изд.2-е, переработанное. Учебное пособие – Москва, В.Секачев Институт общегуманитарных исследований,2001
Полуянова Ю. способность создавать гармоничное целое. – М., 2005
Рогов Е.И. Психология познания – Москва Владос, 1998. Стр.95, 48-49
Титаренко Т.М. Такие разные дети – Киев, Радянська школа 1989.Стр.89-90
Лапп Д.Улучшаем память в любом возрасте, перевод с французского М.С.Фанченко – Москва Мир 1993
Скачать работу
детЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья составлена преподавателем МБУ ДО ДХШ им. А.Р. Мазина г. Славянска-на-Кубани преподавателем Артюховой Натальей Владимировной
В проблеме успешности суммируются все результаты обучения (например, итоги учебного года или всего периода обучения ребенка по данной академической программе Рисунок). Дополнительное образование – открытие в образовании, поэтому обоснованная оценка успешности обучения необходима не только педагогу, ведущему занятие, но и ребенку, его родителям.
В педагогике уровни усвоения способа деятельности связывают с характеристиками типов задач, которыми учащийся прочно овладел, способен распознавать и решать их самостоятельно. Так, известный дидакт И.Я.Лернер дает следующие характеристики данных уровней:
- репродуктивный – уровень осознанного воспроизведения и запоминания, которое внешне проявляется в точности или близкому воспроизведению;
- продуктивный – уровень применения знаний, способа деятельности по образу или сходной ситуации;
- творческий – уровень применения знаний, способа деятельности, направленного на образное, нестандартное мышление.
Педагогически организованная продуктивная практическая творческая деятельность младших школьников должна предполагать работу с различными цветными художественными материалами. Понимание их технических возможностей будет способствовать формированию осознанных действий при выборе средств выражения.
Первое знакомство простыми карандашами разной мягкости, с пастелью, восковыми мелками, гуашью осуществлять не назидательно, а через игру в материале, при которой необычные, неожиданные эффекты, полученные порой случайно, использовать в выразительных целях. Постепенно от урока к уроку, познавая ту или иную технику, ученики приобретут практический художественный опыт. Основное передача светотени в рисунке, а также градации светлого и темного на объемной форме предмета (блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень).В целях своего замысла в качестве образного средства начнут использовать изобразительные и выразительные возможности различных цветных художественных материалов: в технике пастели такие, как мягкость переходов нежность тонов, бархатистость поверхности; в технике аппликации-звучность декоративного пятна, ритмическое их построение, контрастность; в технике восковых мелков-выразительность линейно-силуэтного рисунка; в технике гуаши-возможности чистых и смешанных цветов, использование в целях своего замысла фактуры поверхности.
Если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то большого желания и интереса проявлено не будет.
Отсюда следует вывод: учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуют соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.(1)
Планируя занятие важно заранее определить микроцели, которые направлены на преодоление у некоторых учеников трудностей в рисовании на темы. Именно этот вид художественной деятельности представляет сложную организационно-методическую задачу. Тем не менее, важно заранее определить какие психологические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.) будут подвергаться в ходе урока наибольшему воздействию со стороны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования.
Важно заметить, что диагностика и тестирование происходят во время обучения, а не как рисунок результат на заданную тему, для классического психологического тестирования по рисунку (см. проективные методики).
В законченном рисунке мы видим уже результат совместной работы учителя и ученика – ребенка после многократных коррекций и анализов работы учителем в процессе создания самого художественного образа, в котором мы видим лишь результат этого взаимодействия, а меру измерений можем проследить лишь от работы к работе, как результат, освидетельствовавший об изменениях в ребенке, благодаря творческому подходу педагога или его отсутствии. Важно при анализе работ во время рисования не только языковая часть живописного полотна, но и анализ психоэмоционального состояния автора работы на тех или иных этапах творчества: когда ребенок делает паузы и в какие моменты развития мотива у него возникают вопросы к учителю. Важно обратить внимание на критические эмоции при определенной стадии выполнения работы, возникающие у обучающего во время рисования на ту или иную заданную педагогом тему. В этих случаях нужно применять приемы отвлечения (путем перенаправления внимания на другие художественные задачи или объекты на живописном полотне) или акцентирования (путем выявления новых качеств и отношений объекта). Иногда объектом возмущения на живописном полотне может выступать фрагмент (символ, деталь, пятно и так далее) не вызывающий такого восприятия у сторонних зрителей но ассоциативно важный для автора, который являясь центром личной проблемы обыгрывается с другими сопряженными с ним частями изображения для ее преодоления и при невозможности решения этой проблемы приводит к состоянию возмущения этого объекта к другим объектам на живописном полотне (иногда такими отношениями могут служить цвет, размер или формат в тематической работе).
На своих рисунках и изделиях дети пробуют соединить между собой разные величины, формы и цвета, пользуясь при этом принципом меры. Теперь этот эстетический принцип предстанет перед учеником в других видах, совсем непохожим на прошлогодний.(см. обучение за предшествующий период)
Рисунок – умение изображать то, что видишь, и то, что представляешь себе в воображении, - основа всех видов пластических искусств: живописи, графики, скульптуры…Обучение рисунку – одна из сложнейших задач художественной педагогики. Считается, что научить рисовать можно почти любого человека. Однако это утверждение стало бы верным при учете многих оговорок и ограничений. В особенности они необходимы, когда речь идет о занятиях с детьми младшего возраста.
Первое ограничение – психологическое. Дети этого возраста рисуют не столько так, как видят предметы, людей, животных, явления природы, сколько такими, какими их себе представляют, и что о них знают. Зрительные наблюдения, конечно, тоже влияют на то, что они изображают, но вторично – как некоторые, не очень значительное дополнение к эмоциональным впечатлениям и знаниям, которые порождают образы воображения. Многое из того, что в жизни дети видят так же, как взрослые на рисунке они не изображают.(3) Например, никогда не показывают освещенность предметов (свет и тени), не передают на них объемность предметов, игнорируют видимое уменьшение и трансформации формы предметов в глубине пространства. Считается, что они все это видят, но не все умеют передать на рисунке.
Второе ограничение – цель занятий изобразительным искусством в школе. Общеобразовательная школа не имеет целью подготовить учеников к профессиональным занятиям в этой области искусства. Ее цели – воспитание художественной культуры и развитие творческих способностей не особо одаренных, а всех детей. Поэтому обучение рисунку по упрощенной системе профессионального художественного образования для начальной школы непригодно.
Третье ограничение – различие между художественными и изобразительными способностями людей.
Они не всегда совмещаются в одном человеке. Нередко человек умеет точно и грамотно нарисовать какие-то предметы, растения, животных.., но художником быть не способен. На основании таких изобразительных способностей людей сложились многие прикладные профессии в археологии, этнографии и других видах научной и технической деятельности, где фотографий различных объектов недостаточно и требуется или точное изображение, или реконструкция объекта. Случается и противоположное. Художественно одаренный человек любит рисовать, но изобразительные возможности его более или менее ограниченны. Не случайно многие писатели, музыканты, режиссеры включают в свою профессиональную деятельность рисунки и другие виды изображения. Художественные способности проявляются у человека тоже не обязательно в живописи и графике, а в любом другом виде искусства или в особой восприимчивости к красоте природы, вещей, людей в понимании идей и чувств, выраженных в произведениях искусства. В детстве при благоприятных условиях воспитания художественные способности человека проявляются ярче и развиваются активнее, чем позже, когда он становится взрослым. Восприятие и понимание ребенком своей и окружающей жизни чрезвычайно близки к тому, чего требует именно искусство. Умение же передавать на рисунке внешний вид предметов и явлений еще очень невелико не только потому, что ребенку недостает знаний и опыта, а потому, что рисуют дети не совсем так, как взрослые. Следует на этот факт обратить внимание, прежде всего родителей.(3)
В учебных и творческих заданиях надо обязательно учитывать, какие объекты окружающей жизни наиболее интересны детям этого возраста. Однако если на уроке отдельно учить детей (показывать), как надо рисовать лошадь или медведя, голубя или синицу, жука или бабочку, то обучение станет и бесконечным, и малопродуктивным.
Учить полезно не частностям, а тому общему, посредством чего можно изобразить любые предметы и явления. С чего я и начала данную статью. Причем учить не только тому, как передавать их внешний вид, но и как изобразить их красиво и выразительно, художественно. В младшем школьном возрасте обучать рисунку полезнее всего, начиная с различий формы очертаний изображений, то есть рисовать, продвигаясь от общего к частям и деталям того, что хочешь изобразить.
Преодолевая вместе с ребенком методом развития мышления и других психологических качеств личности, хочется обратиться к арттерапии. Во время рисования ребенок проецирует свое внутреннее Я, выражает себя на бумаге. Рисунки содержат своеобразную семантику – знаки, изучение которых может приоткрыть завесу, скрывающую от нас внутренний мир малыша. Дети более непосредственны, чем взрослые, однако, зачастую их творческие работы прочесть еще труднее, чем рисунки взрослых. С помощью рисовальных техник (вполне несложных) можно очень эффектно развивать личностную и познавательную сферы, контактность и общительность ребенка.
Список литературы
Богданова Т.Г., Корнилов Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка – Москва, 1994, Роспедагентство. Стр.54-63
Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе., изд.2-е, переработанное. Учебное пособие – Москва, В.Секачев Институт общегуманитарных исследований,2001
Полуянова Ю. способность создавать гармоничное целое. – М., 2005
Рогов Е.И. Психология познания – Москва Владос, 1998. Стр.95, 48-49
Титаренко Т.М. Такие разные дети – Киев, Радянська школа 1989.Стр.89-90
Лапп Д.Улучшаем память в любом возрасте, перевод с французского М.С.Фанченко – Москва Мир 1993
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств