ИНТЕГРАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ЧЕРЕЗ РАБОТУ С БИБЛИОТЕЧНЫМИ РЕСУРСАМИ
Ковязина Ольга Анатольевна, педагог-библиотекарь
ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»
Аннотация. В статье рассматривается интеграция патриотического воспитания в образовательный процесс через использование библиотечных ресурсов. Патриотическое воспитание, как важная составляющая образовательной работы, приобретает всё большее значение в условиях современных вызовов. Педагог-библиотекарь играет ключевую роль в формировании национальных ценностей у учащихся, предоставляя доступ к соответствующей литературе, организуя мероприятия и проекты, направленные на развитие гражданской сознательности и любви к родине. В статье описаны методы и формы работы, которые способствуют успешному внедрению патриотического воспитания в образовательный процесс.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, библиотека, образовательный процесс, гражданская сознательность, педагог-библиотекарь, библиотечные ресурсы.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на формирование у учащихся чувства гордости за свою страну, уважения к её истории, традициям и культуре. В условиях современного мира, характеризующегося глобализацией и быстрыми изменениями, оно приобретает особое значение. Библиотека, как центр хранения и распространения знаний, играет важную роль в интеграции патриотических ценностей в образовательный процесс.
Педагог-библиотекарь, обладая широкими возможностями для работы с различными источниками информации, может активно способствовать развитию у обучающихся гражданской ответственности и национальной идентичности. Через работу с библиотечными ресурсами, организацию мероприятий и образовательных программ специалист помогает студентам осознать важность патриотизма в современном обществе.
Библиотека, обладая обширными ресурсами, может стать важным инструментом в патриотическом воспитании молодёжи. В её фондах содержатся книги, статьи, документы и другие материалы, которые освещают историю страны, её культуру и значимые события. Эти ресурсы могут использоваться для формирования у учащихся глубокой приверженности к родине.
Важным аспектом работы библиотеки является пополнение фонда патриотической литературой, которая отражает исторические события, жизнь и подвиги выдающихся деятелей, а также произведения, воспитывающие любовь к родной стране. Включение таких книг в образовательный процесс помогает студентам лучше понять историю своего государства, почувствовать связь с предыдущими поколениями и осознать свою роль в обществе.
Помимо книг библиотека может предоставлять доступ к документальным и художественным фильмам, посвящённым ключевым событиям отечественной истории. Эти кинокартины, будучи наглядными и эмоциональными, помогают студентам глубже прочувствовать исторические события, способствуют развитию эмпатии и патриотических чувств.
Педагог-библиотекарь может использовать различные формы работы для интеграции патриотического воспитания в образовательный процесс.
Эффективным приёмом является, например, организация выставок и тематических экспозиций. Библиотека может создавать выставки, посвящённые значимым историческим датам, выдающимся деятелям и событиям. Такие экспозиции могут сопровождаться комментариями, статьями и другими информационными материалами, которые помогут студентам лучше понять и осознать их значение.
Библиотекарь может также организовывать беседы и лекции на патриотические темы, приглашая к участию историков, писателей, ветеранов и других людей, чья жизнь связана с важными событиями отечественной истории. Эти мероприятия помогут учащимся узнать больше о своей стране, её истории и культуре.
Одним из эффективных методов интеграции патриотического воспитания является проектная деятельность. Библиотекарь может предложить студентам участие в работах, связанных с исследованием исторических событий, сбором информации о знаменитых земляках или созданием тематических презентаций. Проекты такого рода способствуют развитию исследовательских навыков и углублению знаний о своей стране.
В современных условиях важным аспектом патриотического воспитания является использование цифровых ресурсов. Библиотеки могут предлагать доступ к электронным книгам, архивам, мультимедийным материалам и образовательным платформам, которые содержат информацию на патриотическую тематику. Библиотекарь может проводить занятия по поиску и использованию этих ресурсов, тем самым способствуя формированию у учащихся навыков работы с информацией и патриотического самосознания.
Одним из главных вызовов, с которыми сталкивается педагог-библиотекарь, является необходимость адаптации патриотического воспитания к современным реалиям и интересам молодёжи. Современные студенты привыкли к использованию цифровых технологий и требуют нового подхода к образовательному процессу. В этой связи специалисту важно интегрировать инновационные методы работы, такие как использование мультимедийных технологий, социальных сетей и интерактивных платформ, для привлечения внимания учащихся и углубления их знаний.
Перспективы развития патриотического воспитания в библиотечном деле связаны с активным использованием новых технологий и инновационных подходов к образовательной работе. Это требует от библиотекаря постоянного повышения квалификации, обновления фонда и внедрения новых форм работы, способствующих более эффективному патриотическому воспитанию.
Так, интеграция данного аспекта в образовательный процесс через работу с библиотечными ресурсами является важной задачей педагога-библиотекаря. Через организацию тематических мероприятий, предоставление доступа к патриотической литературе и использование цифровых ресурсов специалист способствует формированию у студентов гражданской сознательности, уважения к истории и культуре своей страны. Важно, чтобы он активно использовал все доступные инструменты и ресурсы для достижения этой цели, адаптируя свою работу к требованиям современного общества и интересам молодёжи.
Список литературы
Боровских В.А. Печатные и электронные краеведческие библиотек в системе патриотического воспитания молодежи / В.А. Боровских //Архив в социуме - социум в архиве: материалы третьей региональной научно- практической конференции. – Челябинск, 2020 – С.444-446.
Лесняк, В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения / Б. В. Лесняк // Педагогика. – 2018 – №5. – С.110–114.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат