ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПОИСКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИИ: РОЛЬ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ
Ковязина Ольга Анатольевна, педагог-библиотекарь
ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы консультирования студентов по поиску и использованию информации, а также подчёркивается важная роль педагога-библиотекаря в этом процессе. В современных условиях, когда объём доступной информации постоянно растёт, навыки поиска и анализа данных становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Педагог-библиотекарь играет ключевую роль в обучении студентов этим навыкам, предоставляя консультации и поддержку на всех этапах работы с информацией. Статья содержит практические рекомендации по организации консультаций и предлагает методы, которые могут быть использованы для повышения эффективности образовательного процесса.
Ключевые слова: педагог-библиотекарь, информационная грамотность, поиск информации, консультирование, студенты, образовательный процесс.
В современном образовательном процессе умение эффективно искать, анализировать и использовать информацию становится одним из ключевых навыков, который необходим студентам для успешного обучения и профессионального роста. В условиях цифровой эпохи, когда доступ к информации значительно упростился, важно не только найти нужные данные, но и критически их оценить, отобрать наиболее достоверные и релевантные источники.
Педагог-библиотекарь, обладая глубокими знаниями в области информационных технологий и библиотечных ресурсов, играет центральную роль в развитии этих навыков у студентов. Его задача — не только помочь учащимся найти необходимую информацию, но и обучить их самостоятельной работе с источниками, что включает в себя грамотное использование поисковых систем, работу с электронными базами данных и умение критически оценивать найденные материалы.
Информационная грамотность — это способность находить, оценивать и использовать информацию эффективно и этично. Это умение стало особенно важно в условиях современного информационного общества, где каждый студент сталкивается с огромным объёмом данных в интернете, библиотечных ресурсах и научных базах данных. Недостаток навыков работы с информацией может привести к поверхностному подходу к обучению и снижению качества выполняемых работ.
Роль педагога-библиотекаря заключается в том, чтобы научить обучающихся основам информационной грамотности, показать им способы эффективного поиска информации и научить их критическому мышлению, необходимому для оценки полученных данных. Это не только облегчает учебный процесс, но и готовит студентов к будущей профессиональной деятельности, где они будут сталкиваться с необходимостью работы с большим объёмом информационного потока.
Консультации по поиску и использованию информации можно проводить в различных форматах.
Например, эффективно назначать индивидуальные консультации. В ходе персональной работы с каждым студентом педагог-библиотекарь может лучше понять его потребности и уровень подготовки, что позволяет дать более точные рекомендации. Индивидуальные консультации эффективны, когда учащимся требуется помощь в нахождении специализированных источников информации или в решении конкретных учебных задач.
Для экономии времени и ресурсов целесообразно проводить групповые занятия, на которых обучаются основные навыки работы с информацией. Такие консультации могут включать лекции, мастер-классы, практические занятия по использованию библиотечных систем и баз данных, а также упражнения по оценке достоверности информации.
В условиях дистанционного обучения онлайн-формат становится всё более актуальным. Вебинары и онлайн-консультации позволяют охватить большое количество студентов, независимо от их местоположения. Педагог-библиотекарь может организовать такие занятия с использованием платформ для видеоконференций, а также создать обучающие видеоматериалы и размещать их на образовательных порталах.
Дополнительно можно разрабатывать и распространять учебные пособия, инструкции, гайды по использованию библиотечных ресурсов и поисковых систем. Такие материалы могут быть доступны как в печатной форме, так и в электронном виде, что делает их удобными для самостоятельного изучения.
Существуют различные практики, которые помогают педагогу-библиотекарю эффективно консультировать студентов.
К примеру, курсы по информационной грамотности. Некоторые библиотеки внедряют их в образовательный процесс учащихся первого курса. Это позволяет с самого начала обучения заложить фундаментальные знания и навыки, которые пригодятся на протяжении всей учебной карьеры.
В современных библиотеках всё чаще используются интерактивные учебные ресурсы, такие как онлайн-курсы, тесты и викторины, которые помогают студентам закрепить полученные знания. Например, онлайн-курсы могут охватывать такие темы, как «Эффективный поиск научной информации», «Работа с электронными библиотеками» и «Оценка достоверности интернет-источников».
В некоторых образовательных учреждениях реализуются программы менторства, в рамках которых старшекурсники или педагоги наставляют новичков, помогая им осваивать основы работы с информацией.
Таким образом, эффективное консультирование студентов по поиску и использованию информации — одна из ключевых задач педагога-библиотекаря. В условиях информационного общества, где объём доступных данных стремительно растёт, особенно важно развивать у обучающихся навыки информационной грамотности, помогая им не только находить нужную информацию, но и критически её оценивать и эффективно использовать. Педагог-библиотекарь, используя разнообразные методы и практики, может значительно повысить качество образовательного процесса, сделав его более глубоким и насыщенным.
Список литературы
Акулина С. В. Роль вузовской библиотеки в формировании информационной грамотности и компетенции в процессе подготовки специалистов / С. В. Акулина, Е. В. Петухова // Вестник РУК. 2014.
№ 4 (18). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rolvuzovskoy-biblioteki-v-formirovanii-informatsionnoy-gramotnosti-i-kompetentsii-v-protsessepodgotovki-spetsialistov
Берман Н. Д. К вопросу формирования информационной грамотности студентов / Н. Д. Берман //
Современ
. проблемы науки и образования.
2020. № 4. URL:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29923
Редькина Н. С. Современные практики библиотек по обучению информационной грамотности / Н. С. Редькина //
Библиосфера
. 2019. № 4. С. 46–53.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат