Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе . Работа №68911

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Работа:

Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

 

Ткаченко Елена Викторовна, учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 25 «Гелиос» с углубленным изучением отдельных предметов»

 

Аннотация.    В статье рассматриваются технологии критического мышления, которые могут быть эффективно использованы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. Описаны основные методы и приемы, способствующие развитию критического мышления у младших школьников. Приведены примеры практического применения данных технологий в образовательном процессе, а также рассмотрены преимущества их использования для формирования у учеников навыков анализа, синтеза и оценки информации.

Ключевые слова: критическое мышление, начальная школа, русский язык, литературное чтение, образовательные технологии, анализ, синтез, оценка информации.

 

Введение в образовательный процесс технологий критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе играет важную роль в формировании у детей навыков анализа, синтеза и оценки информации. В современном мире, где доступ к информации практически неограничен, способность критически оценивать полученные данные становится одним из ключевых навыков, необходимых для успешного обучения и жизни в целом. Именно поэтому использование данных технологий становится все более актуальным в образовательной практике.

 

Критическое мышление включает в себя целый ряд навыков, таких как умение задавать вопросы, анализировать тексты, сопоставлять разные точки зрения, делать выводы и аргументировать свою позицию. На уроках русского языка и литературного чтения эти навыки могут быть развиты с помощью различных методик и приемов. Одним из таких приемов является методика "Толстые и тонкие вопросы". Она предполагает формирование у учеников умения задавать вопросы, которые помогают глубже понять прочитанный текст. "Толстые" вопросы требуют развёрнутого ответа, анализа и размышлений, в то время как "тонкие" вопросы предполагают краткий ответ, основанный на фактах. Применение этой методики позволяет детям учиться не только воспроизводить информацию, но и понимать её суть, что способствует развитию их критического мышления.

Еще одной эффективной технологией является методика "Ромашка Блума". Это инструмент для развития у учеников навыков постановки вопросов разных уровней сложности. "Ромашка Блума" состоит из шести лепестков, каждый из которых представляет собой тип вопросов: знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки. Использование этой методики на уроках литературного чтения позволяет учащимся научиться рассматривать текст с разных точек зрения, глубже его анализировать и понимать. Например, при изучении сказок или рассказов дети могут задавать вопросы по каждому из лепестков "ромашки", что стимулирует их к критическому осмыслению прочитанного.

Методика "Кластер" также является важным элементом в развитии критического мышления у младших школьников. Она помогает ученикам структурировать информацию, создавая логические связи между различными элементами текста. Например, при изучении нового произведения дети могут создавать кластер, где центральное понятие или идея окружены связанными с ними понятиями. Это позволяет увидеть общую картину, понять взаимосвязи между элементами и способствует более глубокому усвоению материала.

Применение технологий критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения позволяет не только развить у детей аналитические и синтетические навыки, но и способствует формированию их самостоятельности и ответственности за своё обучение. Важно отметить, что использование данных технологий требует от учителя тщательной подготовки и создания условий для активного участия детей в учебном процессе. Например, для работы с "Ромашкой Блума" необходимо не только объяснить детям, как формулировать вопросы, но и дать им возможность обсудить их в группах, делиться своими мыслями и выслушивать мнения других.

В заключение, технологии критического мышления являются мощным инструментом для формирования у младших школьников навыков анализа, синтеза и оценки информации. Их внедрение в образовательный процесс на уроках русского языка и литературного чтения способствует развитию у детей способности критически осмысливать информацию, что является важным условием успешного обучения и подготовки к будущей жизни. Применение таких методик, как "Толстые и тонкие вопросы", "Ромашка Блума", "Кластер", помогает учителю сделать уроки более интересными и насыщенными, а детям стать активными и осознанными участниками учебного процесса.

 

Список литературы

Асачева

,

М

.

В

.

Технология

развития

критического

мышления

на

уроках

русского

языка

и

литературы

/

М

.

В

.

Асачева

.

Текст

:

непосредственный

//

Молодой

ученый

.

2019.

48 (286).

С

. 120-124.

Белая

,

Е

.

В

.

«Ромашка

Блума»

как

один

из

приёмов

технологии

развития

критического

мышления

младших

школьников

на

уроках

литературного

чтения

/

Е

.

В

.

Белая

.

Текст

:

непосредственный

//

Теория

и

практика

образования

в

современном

мире

:

материалы

XII

Междунар

.

науч

.

конф

. (

г

.

Санкт

-

Петербург

,

июль

2020

г

.).

Санкт

-

Петербург

:

Свое

издательство

, 2020.

С

. 17-20.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×