Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методики развития когнитивных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями. Работа №68940

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методики развития когнитивных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями
Работа:

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

Скрипник Елена Владимировна, учитель начальных классов

ГБОУ ЛНР "Бирюковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные методики, направленные на развитие когнитивных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями. Описываются методы, подходы и инструменты, способствующие улучшению памяти, внимания, мышления и других когнитивных функций. Приводятся примеры практического применения этих методик в коррекционной педагогике и рекомендации по их внедрению в образовательный процесс.

Ключевые слова: когнитивные способности, интеллектуальные нарушения, методы развития, коррекционная педагогика, память, внимание, мышление.

 

Развитие когнитивных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями требует использования специализированных методик, которые учитывают особенности их восприятия и мышления. Эти методики направлены на улучшение таких ключевых когнитивных функций, как память, внимание, мышление и способность к решению задач. Применение данных подходов в образовательном процессе позволяет детям с интеллектуальными нарушениями значительно повысить качество усвоения учебного материала и улучшить адаптационные возможности.

Одним из эффективных методов является использование визуальных материалов. Визуализация информации посредством карточек, схем и изображений способствует лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Например, при обучении математике можно использовать карточки с изображениями предметов, которые позволяют детям ассоциировать цифры с конкретными объектами, облегчая восприятие числовых понятий.

Методика пошагового обучения также широко применяется для развития когнитивных способностей. Этот подход предполагает разбиение сложных задач на последовательные этапы, что позволяет детям постепенно осваивать новые навыки, не перегружаясь информацией. Например, в процессе обучения чтению можно последовательно изучать буквы, слоги и слова, что помогает детям увереннее овладевать навыком чтения.

Сенсорные методы включают использование тактильных материалов, звуковых и визуальных стимулов для активизации работы мозга. Сенсорные игры, такие как работа с тактильными буквами, развивают у детей тактильное восприятие и улучшают память. Эти методы особенно полезны для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, так как они позволяют максимально использовать сенсорные каналы для обучения.

Игровые методы обучения, такие как настольные игры, головоломки и логические задачи, также способствуют развитию когнитивных способностей. Игровая деятельность развивает логическое мышление, внимание и способность к решению проблем. Применение игровых методик делает процесс обучения более интересным и мотивирующим для детей, стимулируя их к активному участию в образовательном процессе.

Цифровые технологии предоставляют педагогам новые возможности для развития когнитивных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями. Специализированные компьютерные программы и приложения, адаптированные под нужды таких детей, позволяют индивидуализировать обучение и работать в удобном для ребенка темпе. Например, интерактивные приложения, направленные на развитие памяти и внимания, помогают детям эффективно осваивать новые знания в игровой форме.

Таким образом, внедрение разнообразных методик для развития когнитивных способностей у детей с интеллектуальными нарушениями является важным элементом в образовательной практике. Применение визуальных, сенсорных, пошаговых и игровых методов, а также современных цифровых технологий, позволяет создавать адаптированные образовательные программы, которые не только помогают детям успешно осваивать учебный материал, но и развивают важные жизненные навыки. Систематическое использование этих подходов открывает перед детьми с интеллектуальными нарушениями новые возможности для их личностного и академического роста, создавая условия для их успешной интеграции в общество.

 

Список литературы

1. Брагин Б.Н., Овчинникова О.Ю. Развитие когнитивных способностей  путь научного развития мышления и креативности // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 2(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 9-15.

2. Воронкова Е.В. К проблеме развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 12.

3. Матвеева М. В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 41–45. 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×