Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Проблемно-ориентированное обучение на уроках математики как средство развития аналитических навыков. Работа №68948

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Проблемно-ориентированное обучение на уроках математики как средство развития аналитических навыков
Работа:

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

Рукосуева Тамара Веденеевна, учитель математики
МБОУ «Шуваевская средняя общеобразовательная школа»

 

Аннотация. В статье рассматривается использование проблемно-ориентированного обучения на уроках математики как эффективного средства развития аналитических навыков у школьников. Описаны основные принципы и методы проблемно-ориентированного подхода, а также его влияние на формирование критического и логического мышления у учащихся. Особое внимание уделяется практическому применению проблемно-ориентированных задач и кейсов в учебном процессе, а также анализу их эффективности.

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, аналитические навыки, критическое мышление, математическое мышление, кейс-метод.

 

Современное общество требует от учащихся не только глубоких знаний, но и способности применять эти знания на практике, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. В этом контексте развитие аналитических навыков становится одной из ключевых задач школьного образования, особенно в таких предметах, как математика. Проблемно-ориентированное обучение (ПОО) представляет собой метод, который позволяет не только углубить понимание математических концепций, но и способствует развитию у учащихся аналитического мышления.

Проблемно-ориентированное обучение — это метод, который основывается на создании проблемных ситуаций, требующих от учащихся поиска решений. В отличие от традиционного подхода, где учитель передает знания в готовом виде, ПОО стимулирует учащихся к активному участию в образовательном процессе, развитию навыков самостоятельного анализа и поиска информации. Проблемная задача ставит перед учениками вопрос, который требует не только знаний, но и применения логики, креативности и критического мышления.

Аналитические навыки включают в себя способность анализировать информацию, выявлять закономерности, делать выводы и принимать решения. Эти навыки являются ключевыми для успешного изучения математики, поскольку они помогают ученикам понимать и применять математические концепции на практике. ПОО способствует развитию этих навыков за счет того, что требует от учеников активного участия в решении проблемных задач.

Основой ПОО является правильно поставленная проблема, которая должна быть интересной, актуальной и доступной для решения учениками. Проблемная задача должна соответствовать уровню подготовки учащихся, быть сложной, но разрешимой, и требовать применения аналитического мышления.

В начальной школе проблемные задачи должны быть простыми и наглядными, чтобы соответствовать уровню развития учеников. Задачи могут включать в себя элементы игры, что делает процесс обучения более интересным и увлекательным.

Пример задачи: «Как можно разделить пирог на равные части, если известно только, сколько людей его будет есть, но неизвестен сам пирог?»

Для учащихся средней школы задачи могут быть более сложными, требующими применения знаний из разных областей математики. На этом этапе важно развивать у учеников умение выделять главное и второстепенное, анализировать условия задачи и планировать последовательность действий.

Пример задачи: «Какие геометрические фигуры можно получить, если пересечь два равносторонних треугольника? Как можно доказать, что это пересечение будет правильным многоугольником?»

В старших классах проблемные задачи могут быть связаны с реальными жизненными ситуациями или научными исследованиями. Ученики могут работать над проектами, которые требуют применения комплексных знаний, анализа данных и формирования собственных выводов.

Пример задачи: «Как можно использовать методы математической статистики для анализа данных по заболеваемости в регионе и прогнозирования эпидемий?»

Внедрение ПОО в образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

Развитие аналитического мышления и творческих способностей: ученики учатся не только решать задачи, но и искать новые подходы и методы решения.

Формирование умения работать в команде: часто проблемные задачи требуют коллекти

вного решения, что развивает навыки сотрудничества и коммуникации.

Повышение мотивации к изучению математики: учащиеся видят, что математика имеет практическое применение и может быть интересной и увлекательной.

Несмотря на свои преимущества, ПОО также имеет определенные вызовы:

Сложность разработки задач: учителю необходимо тратить много времени и усилий на разработку проблемных задач, которые будут соответствовать уровню подготовки учащихся.

Требования к квалификации учителя: для успешного применения ПОО учитель должен иметь высокий уровень квалификации и быть готовым к нестандартным ситуациям в учебном процессе.

В заключение, проблемно-ориентированное обучение на уроках математики является мощным средством развития аналитических навыков у учащихся. Этот метод позволяет сделать процесс обучения более интересным и мотивирующим, способствует формированию глубокого понимания математических концепций и развитию критического мышления. Для успешного внедрения ПОО в образовательный процесс учителям необходимо тщательно планировать уроки, разрабатывать проблемные задачи, соответствующие уровню подготовки учащихся, и постоянно совершенствовать.

 

Список литературы

Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: по

дход, метод, тип, система/ Е.В. Ковалевская. М.: МНПИ, 2015. - 245 с.

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2017. – 168 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×