Методические рекомендации к решению задач учебно-исследовательского характера по математике
При внедрении учебно-исследовательского подхода в преподавании и изучении математики меняется роль, как ученика, так и учителя. Если предмет преподается традиционно, то учитель предоставляет образец задания, тренирует ученика, а затем его контролирует и наконец, оценивает. При новом же, учебно-исследовательском подходе преподавание предмета и роль учителя меняется, теперь он «превращается» для ученика в старшего коллегу, который консультирует его, делится с учеником своими идеями и мыслями, помогает изложить конечный результат.
После решения задач учебно-исследовательского характера целесообразно чтобы ученики провели исследование ответа либо вывода (т. е. ставили вопрос о существовании решения, об особых случаях, какие могут представиться, о числе решений,) при рассмотрении каждой задачи, особенно такой, которая предлагается в общем виде.
Всем известно, что, решая задачу по геометрии необходимо начинать с чертежа, так как грамотный и правильно построенный чертеж, помогает в решении задачи. Если задачи ниже среднего уровня, то они содержат известные всем фигуры, такие как шары, цилиндры, многогранники и так далее, если же задачи средней и повышенной сложности, то они имеют уже не только известные фигуры, но и связанные с ними элементы: перпендикуляры к прямым и плоскостям либо углы между прямыми и плоскостями, двугранные углы и прочее. В таком случае построить чертеж является непростым делом и у многих учеников вызывает трудности. Проблема же заключается в недостаточной подготовке школьников. В результате, каждую задачу, связанную со сложным построением, можно отнести к учебно-исследовательской. Для ее решения потребуется привлечь необходимые теоретические понятия, изучить зависимость между отдельными элементами фигуры, использовать правила изображения пространственной фигуры на проекционном чертеже.
В чем же заключается задача учителя? В такой ситуации учителю необходимо правильно организовать обсуждение решения и анализ исходных условий, для того чтобы учащиеся больший объем работы проделали самостоятельно.
Алгоритм действия учители при решении задач учеником учебно-исследовательского характера:
- к каждой задаче учитель составляет проблемные вопросы, позволяющие ученику найти верное решение, однако не подсказывает прямого хода решения; не мешает ученику искать решение задачи по варианту, кажущему учителю неправильным; направляет ученика, советуя для решения задачи, воспользоваться той или иной литературой; нельзя ставить жесткие сроки решения задачи, у каждого ребенка свой ритм работы.
Алгоритм действия ученика при решении задач с элементами учебно-исследовательского характера: выбирает задачу и разбирается в ней, как правило, любая задача сформулирована так, чтобы можно было самостоятельно приступать к ее решению; подбирает и изучает литературу, которая может оказать помощь в решении задачи. Литературу ученик может подобрать самостоятельно, а может ее рекомендовать и учитель; ученик решает задачу или часть задачи; оформляет решения, допускается оформление текста вместе с учителем, это тоже форма обучения; ученик готовиться к выступлению, к защите решения задачи. Довольно часто другие ученики, выдвигают в этот момент гипотезы, предлагают другие варианты решения. Автор же решения видит заинтересованность коллег к своей работе, с одной стороны, с другой же стороны начинает видеть свою работу по-другому.
Оценка проделанной работы.
В конце защиты своей работы, необходимо дать оценку. Полезно первоначально похвалить ученика, указав сильные стороны работы, а затем учитель должен дать советы по улучшению слабых сторон.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат