Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС. Работа №69013

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
Работа:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Марина Елена Александровна, старший воспитатель
МАОУ "Шутиловская ОШ"
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы организации предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются ключевые аспекты создания среды, способствующей всестороннему развитию детей, включая их когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие. Приводятся примеры эффективных решений по организации развивающей среды, которая поддерживает инициативу и самостоятельность детей.
Ключевые слова: предметно-развивающая среда, ДОУ, ФГОС, дошкольное образование, когнитивное развитие, социальное развитие, физическое развитие.
Предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) играет ключевую роль в формировании личности ребенка, его когнитивного, эмоционального и физического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед педагогами задачу создания такой образовательной среды, которая бы соответствовала требованиям современного дошкольного образования и обеспечивала всестороннее развитие каждого ребенка. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ должна основываться на следующих принципах.
Среда должна быть безопасной для здоровья детей и обеспечивать их физический комфорт. Это включает в себя использование экологически чистых материалов, удобную и безопасную мебель, достаточное освещение и вентиляцию помещений.
Все элементы предметно-развивающей среды должны быть доступны детям и учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Разнообразие материалов и оборудования способствует развитию интереса к разным видам деятельности и поддерживает инициативу детей.
Помещения и оборудование должны быть многофункциональными, чтобы их можно было использовать для различных видов деятельности. Возможность трансформации пространства позволяет адаптировать его под текущие образовательные задачи и потребности детей.
Все элементы развивающей среды должны быть адаптированы к возрастным особенностям детей. Это касается как размеров мебели и игрушек, так и сложности учебных материалов и игр.
Среда должна поддерживать стремление детей к самостоятельному выбору деятельности, их инициативу и творчество. Для этого необходимо предусмотреть зоны свободной деятельности, где дети могут выбирать материалы и инструменты по своему усмотрению.
Предметно-развивающая среда в ДОУ включает в себя различные компоненты, которые способствуют развитию всех сфер личности ребенка.
Игровое пространство должно быть разнообразным и насыщенным. Здесь могут располагаться конструктивные материалы (лего, кубики), наборы для ролевых игр (кухня, магазин, больница), материалы для рисования и лепки. Это способствует развитию воображения, творческого мышления и моторики.
В учебно-познавательной зоне должны находиться материалы и оборудование, способствующие развитию когнитивных навыков. Это могут быть книги, познавательные игры, наборы для экспериментов и исследовательской деятельности, наглядные пособия. Важно, чтобы дети имели свободный доступ к этим материалам и могли использовать их по своему усмотрению.
Физическое развитие детей является важной частью образовательного процесса. Для этого в ДОУ необходимо предусмотреть место для подвижных игр и физических упражнений, спортивное оборудование, уголки здоровья, где дети могут заниматься гимнастикой, играть в мяч и другие спортивные игры.
Важным элементом предметно-развивающей среды является уголок природы, где дети могут ухаживать за растениями, наблюдать за насекомыми и мелкими животными, изучать природные явления. Это способствует развитию экологического сознания и пониманию связи человека с природой.
Дошкольники также нуждаются в зоне, где они могут отдохнуть и расслабиться. Это могут быть мягкие уголки с подушками и коврами, где дети могут почитать книгу или просто посидеть в тишине. Такая зона помогает снизить уровень стресса и поддерживает эмоциональное благополучие детей.
Педагог играет ключевую роль в организации предметно-развивающей среды. Он должен не только создать условия для всестороннего развития детей, но и поддерживать их инициативу, помогать им делать выбор и организовывать их деятельность. Важно, чтобы педагог был наблюдателем и направляющим, а не диктатором, предоставляя детям возможность самостоятельно исследовать мир и развиваться.
Кроме того, педагог должен регулярно анализировать и обновлять предметно-развивающую среду, учитывая интересы и потребности детей, а также новые методические и педагогические подходы. Важно вовлекать детей в процесс организации среды, предлагать им участвовать в выборе материалов и обустройстве пространства, что способствует развитию ответственности и самостоятельности.
Приведённый в работе материал позволяетпонять, что организация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС является важным компонентом образовательного процесса, способствующим всестороннему развитию детей. Такая среда должна быть безопасной, доступной, разнообразной и стимулировать инициативу детей. Педагог играет ключевую роль в создании и поддержании этой среды, обеспечивая условия для свободного и гармоничного развития каждого ребенка. Важно, чтобы предметно-развивающая среда постоянно обновлялась и адаптировалась под нужды и интересы детей, способствуя их успешной социализации и подготовке к дальнейшему обучению.
Список литературы
Вотинова О. М., Кудашкина И. А. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в образовательных организациях (образовательная область Художественно-эстетическое развитие ФГОС ДО и ФОП ДО)/ Под ред. О.М. Вотиновой. - Рязань: Гамма, 2023. – 73с.
Толкова Н. М., Калинина И. Г., Косолапова В. В. Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО // Проблемы современного педагогического образования, 2023. – 3 с.
Толкова, Н.М. Опыт построения развивающей предметно-пространственной среды для детской деятельности в старшей группе детского сада / Н.М. Толкова, С.М. Шарик // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2022. – № 3. – С. 79-88
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×