ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫК
Дмитриева Мария Андреевна, учитель английского языка
ГБОУ ЛНР «Врубовский учебно-воспитательный комплекс»
Аннотация. Статья посвящена эффективным методам коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках уроков английского языка. В статье рассматриваются ключевые методы коррекционной работы, такие как индивидуализация учебного процесса, использование адаптивных технологий, работа с дидактическими материалами и стратегиями, направленными на развитие языковых навыков. Основное внимание уделяется практическим рекомендациям и примерам внедрения этих методов в образовательный процесс.
Ключевые слова: коррекционная работа, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, языковые навыки, английский язык.
Обучение английскому языку детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой уникальную задачу, требующую применения специализированных методов и подходов. Инклюзивное образование создает возможности для интеграции детей с особыми потребностями в общий образовательный процесс, однако требует от учителя высокого уровня подготовки и гибкости в подходах к обучению. Эффективные методы коррекционной работы могут значительно улучшить образовательный опыт и результаты учащихся с ОВЗ.
Индивидуализация обучения начинается с тщательной оценки потребностей каждого учащегося. Это включает в себя выявление их сильных и слабых сторон, уровней подготовки и особенностей восприятия информации. Важно использовать различные диагностические инструменты, такие как тесты, анкеты и наблюдения, чтобы создать полный профиль учащегося. Например, для ребенка с нарушениями слуха можно использовать визуальные тесты и задачи, а также привлекать сурдопедагога для оценки уровня языковой подготовки и восприятия.
На основе оценки потребностей разрабатываются индивидуальные планы обучения. Эти планы должны включать конкретные цели, подходящие методы и средства обучения, а также стратегий для оценки прогресса. Так, для ребенка с нарушениями зрения план может включать использование тактильных и аудиоматериалов, а также адаптацию текстов и заданий с увеличенным шрифтом.
Современные технологии предоставляют широкий спектр адаптивного программного обеспечения, которое может быть использовано для поддержки обучения английскому языку детей с ОВЗ. Эти программы могут включать в себя текстовые и аудиоинструменты, специальные приложения для изучения лексики и грамматики, а также платформы для создания и выполнения заданий.
Интерактивные доски и другие цифровые средства могут сделать уроки более доступными и интересными. Они позволяют использовать визуальные и аудиоинструменты, которые могут быть адаптированы под нужды учащихся с ОВЗ. Интерактивные доски могут включать в себя специализированные программы, которые позволяют учащимся с нарушениями зрения и слуха взаимодействовать с материалом через визуальные и аудиовходы.
Дидактические материалы должны быть адаптированы с учетом особенностей учащихся. Это может включать в себя использование материалов с увеличенным шрифтом, тактильных карточек, аудиоматериалов и визуальных подсказок. Например, для детей с нарушениями моторики можно использовать материалы с крупными кнопками и сенсорными панелями, которые помогут им легче взаимодействовать с заданиями.
Визуальные и сенсорные материалы играют важную роль в коррекционном обучении. Они помогают учащимся лучше воспринимать и усваивать информацию, а также делают процесс обучения более интерактивным и доступным. Визуальные карты и схемы могут быть полезны для детей с нарушениями когнитивных функций, так как они помогают структурировать информацию и облегчить ее восприятие.
Для детей с ОВЗ важно развивать навыки аудирования и произношения. Это можно сделать через использование аудиоуроков, прослушивание записей и повторение звуков и слов. Аудиоматериалы с замедленной речью и повторениями могут помочь детям с нарушениями слуха и когнитивными трудностями в освоении произношения и понимании языка.
Развитие навыков чтения и письма требует индивидуального подхода. Использование специальных методик, таких как методика чтения по слогам и тренажеры для письма, может быть полезным. Так, для детей с нарушениями моторики можно использовать цифровые планшеты с функцией распознавания текста, что позволяет им писать и редактировать текст без использования традиционных письменных инструментов.
Интеграция коррекционных методов в уроки английского языка требует продуманного планирования и гибкости. Учителям важно постоянно адаптировать методы и подходы, чтобы соответствовать изменениям в потребностях учащихся. На уроках можно чередовать игровые и учебные активности, используя адаптированные материалы и технологии, чтобы поддерживать интерес и мотивацию учащихся.
Регулярная оценка прогресса учащихся и корректировка методов являются ключевыми факторами успешной коррекционной работы. Использование обратной связи от учащихся и их родителей помогает адаптировать подходы и обеспечивать эффективное обучение. Проведение регулярных обсуждений с учениками о том, что им нравится и что вызывает трудности, а также сотрудничество с родителями для получения дополнительной информации о потребностях ребенка.
В заключение, эффективная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках уроков английского языка требует применения специализированных методов и подходов. Индивидуализация учебного процесса, использование адаптивных технологий, работа с дидактическими материалами и развитие языковых навыков являются ключевыми аспектами успешного обучения. Важно обеспечить постоянную адаптацию и гибкость в подходах, чтобы поддерживать мотивацию и обеспечивать достижение успешных результатов учащимися с ОВЗ. Создание поддерживающей и инклюзивной образовательной среды способствует более эффективному обучению и развитию каждого ребенка.
Список литературы
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья – Красноярск: Сибирский федеральный университет, Красноярский
ун
–т им. В.П. Астафьева. – 2014. – 123 с.
Панфилова Е.В. Особенности обучения в коррекцио
нной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск: Два комсомольца, 2015. – 143 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат