ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗПР НА УРОКАХ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
Бабина Елена Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 140 города Донецка»
Аннотация. В статье рассматриваются современные технологии и методы, направленные на развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе обучения письму и чтению в начальной школе. Развитие мелкой моторики является ключевым аспектом подготовки детей к успешному освоению письменных и читательских навыков. В статье предложены эффективные упражнения и занятия, которые могут быть интегрированы в уроки письма и чтения для детей с ЗПР.
Ключевые слова: мелкая моторика, задержка психического развития (ЗПР), педагогические технологии, адаптация, развитие навыков.
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста является важнейшей задачей в процессе обучения письму и чтению, особенно для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Мелкая моторика непосредственно связана с формированием графомоторных навыков, необходимых для написания букв и слов, а также с развитием координации движений, которая влияет на способность ребенка удерживать карандаш, ручку и управлять ими. Для детей с ЗПР этот аспект приобретает особую значимость, поскольку они часто сталкиваются с трудностями в формировании этих навыков.
Дети с ЗПР часто испытывают задержку в развитии мелкой моторики, что проявляется в виде трудностей с выполнением мелких движений руками, низкой координацией и неспособностью удерживать предметы. Это напрямую влияет на способность детей учиться письму и чтению, так как у них возникают проблемы с удержанием ручки или карандаша, формированием букв и чтением мелкого текста. Например, ребенок с ЗПР может испытывать затруднения при выполнении простых графических упражнений, таких как обведение контуров или соединение точек, что указывает на недостаточное развитие мелкой моторики.
Недостаточное развитие мелкой моторики у детей с ЗПР приводит к замедленному освоению навыков письма и чтения. Они могут испытывать трудности с запоминанием форм букв, правильным удержанием ручки и написанием даже простых слов. Это, в свою очередь, замедляет общий процесс обучения и может вызывать чувство неуверенности и тревоги у ребенка. Невозможность написать слово ровно и аккуратно может вызвать у ребенка чувство фрустрации и нежелание продолжать заниматься письмом.
Кинезиологические упражнения включают в себя серию движений, которые помогают развивать координацию и мелкую моторику. Эти упражнения легко интегрируются в уроки письма и чтения и помогают детям с ЗПР лучше освоить графомоторные навыки. Например, упражнение "Змейка", где ребенок проводит линию по зигзагообразной траектории, помогает развивать навыки удержания карандаша и контроля за движением руки.
Для развития мелкой моторики у детей с ЗПР эффективны различные специальные пособия, такие как трафареты для букв, резиновые коврики с текстурами и упражнения с использованием песка или пластилина. Эти инструменты помогают детям лучше понять формы букв и улучшить координацию движений. Так, использование трафаретов для обведения букв помогает ребенку закрепить навык написания определенных форм и улучшить точность движений.
Игровые технологии стимулируют интерес детей к обучению и способствуют развитию мелкой моторики в непринужденной обстановке. Интерактивные игры, включающие элементы рисования и письма, помогают детям с ЗПР легче усваивать графомоторные навыки. Например, игра "Волшебная палочка", где ребенок рисует буквы на песке или мелом на доске, способствует не только развитию мелкой моторики, но и формированию зрительной памяти.
Арт-терапия является эффективным методом развития мелкой моторики и эмоциональной сферы детей с ЗПР. Рисование, лепка, аппликации и другие творческие задания помогают детям развивать координацию движений, а также выражать свои чувства и эмоции. Лепка из пластилина или соленого теста способствует развитию мелких мышц рук, что необходимо для написания букв и слов.
Учитель начальных классов может включить в уроки письма упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, в качестве разминочных заданий или основной части урока. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать задания под его уровень развития. В начале урока можно проводить короткие упражнения с пальцами, такие как "пальчиковая гимнастика", а затем переходить к написанию букв с использованием трафаретов.
На уроках чтения учитель может использовать игровые технологии, чтобы сделать процесс обучения более интересным и интерактивным. Это помогает детям с ЗПР лучше усваивать материал и развивать мелкую моторику в процессе игры. Например, игра "Найди букву", где дети ищут буквы в тексте и обводят их, способствует не только развитию навыков чтения, но и координации движений руки.
Учитель играет ключевую роль в процессе развития мелкой моторики у детей с ЗПР. Важно создать поддерживающую атмосферу, где дети чувствуют себя уверенно и мотивированы на успех. Учитель должен поощрять достижения каждого ребенка, даже если прогресс идет медленно. Похвала за выполнение даже самых простых заданий помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах и мотивирует его на дальнейшие успехи.
Каждый ребенок с ЗПР уникален, поэтому учитель должен применять индивидуальный подход, адаптируя задания и упражнения под потребности и возможности каждого ученика. Это требует гибкости и креативности в планировании уроков и выборе методов обучения. Для ребенка, испытывающего сильные трудности с координацией, можно предложить использовать более крупные инструменты для письма, такие как фломастеры или маркеры, которые легче удерживать в руке.
В заключение, развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития является важным аспектом их успешного обучения в начальной школе, особенно на уроках письма и чтения. Использование разнообразных технологий и методик, таких как кинезиологические упражнения, специальные пособия, игровые технологии и элементы арт-терапии, помогает детям с ЗПР более эффективно развивать необходимые навыки. Роль учителя в этом процессе крайне важна — он должен не только организовать учебный процесс, но и создать поддерживающую среду, в которой каждый ребенок сможет проявить свои способности. Индивидуальный подход и адаптация заданий под потребности детей с ЗПР способствуют их успешному обучению и социализации, закладывая основу для их дальнейшего образовательного пути.
Список литературы
Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей [Текст] / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. ‒
М. :
Издательство «Гном» 2015. ‒ 40 с.
Громова, О. Н. Игры ‒ забавы по развитию мелкой моторики у детей [Текст] /
О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. –
М. :
Аркти
, 2015 – 132 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат