ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ
Бабина Елена Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 140 города Донецка»
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с преодолением барьеров в общении и обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзивного образования. Основное внимание уделено методам и стратегиям, направленным на создание благоприятной образовательной среды, которая способствует успешной интеграции детей с ЗПР в общий класс. Описаны эффективные педагогические приемы, используемые для развития коммуникативных навыков и адаптации учебного материала под нужды таких учеников.
Ключевые слова: задержка психического развития, инклюзивное образование, барьеры в обучении, коммуникативные навыки.
Введение инклюзивного образования в современные школы требует пересмотра традиционных подходов к обучению и воспитанию детей с различными образовательными потребностями. Одной из наиболее сложных групп в этом контексте являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые часто сталкиваются с многочисленными барьерами в общении и обучении. Эти барьеры могут существенно затруднять процесс их интеграции в классный коллектив и освоение учебной программы. В
Дети с ЗПР имеют ряд характерных особенностей, которые отражаются на их учебной деятельности. Среди них: сниженная скорость обработки информации, затруднения в обобщении и анализе, ограниченный объем кратковременной и долговременной памяти. Эти факторы могут значительно затруднять усвоение нового материала и выполнение заданий в стандартных учебных условиях. Ученик с ЗПР может испытывать трудности с пониманием сложных понятий или логических связей, что требует от учителя использования дополнительных объяснений и наглядных материалов.
Социальные и коммуникативные трудности у детей с ЗПР могут проявляться в виде затруднений в установлении контактов с одноклассниками и педагогами, непонимания социальных норм и правил, а также недостаточной развитости речевых навыков. Эти особенности могут приводить к социальной изоляции и возникновению конфликтных ситуаций. Ребёнок с ЗПР может не понимать намёков или шуток, что может вызывать недоразумения в общении с ровесниками.
Эмоционально-волевые особенности детей с ЗПР также влияют на их обучение. Они могут проявляться в виде повышенной тревожности, неуверенности в себе, низкой мотивации к учебной деятельности и трудностей с концентрацией внимания. Все эти факторы требуют от учителя особого подхода к организации учебного процесса. Так, ученик с ЗПР может быстро уставать на уроке, что требует от учителя планирования частых смен видов деятельности и включения в уроки элементов отдыха.
Когнитивные барьеры проявляются в затруднениях с восприятием и усвоением учебного материала. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в понимании инструкции, запоминании информации и выполнении заданий в предложенные сроки. Эти барьеры усложняют процесс обучения и требуют от учителя использования специальных педагогических приёмов. Для преодоления когнитивных барьеров можно использовать карточки с ключевыми словами и иллюстрациями, которые помогут ребёнку лучше понять и запомнить новый материал.
Коммуникативные барьеры связаны с трудностями в общении и взаимодействии. Дети с ЗПР могут иметь ограниченный словарный запас, испытывать затруднения в построении сложных предложений и понимании речи других людей. Это может затруднять их участие в диалогах и групповых обсуждениях. Для преодоления коммуникативных барьеров можно использовать парные задания, где ребёнок с ЗПР работает с более сильным учеником, что поможет развить его коммуникативные навыки.
Социальные барьеры возникают в процессе адаптации ребёнка с ЗПР к школьной среде и включают в себя трудности в установлении дружеских отношений, понимании социальных норм и правил поведения. Дети с ЗПР могут чувствовать себя неуверенно в коллективе, что может вести к социальной изоляции. Учитель может организовать регулярные коллективные мероприятия и игры, направленные на сплочение коллектива и вовлечение детей с ЗПР в активное участие.
Дифференцированный подход в обучении детей с ЗПР предполагает адаптацию учебного материала и методов обучения под их индивидуальные особенности. Это может включать в себя упрощение заданий, использование наглядных пособий, предоставление дополнительного времени для выполнения заданий и регулярное повторение материала. Учитель может использовать цветовые схемы и графические организаторы, чтобы помочь ученикам с ЗПР лучше структурировать и запомнить информацию.
Создание инклюзивной образовательной среды является ключевым фактором успешной интеграции детей с ЗПР. Учитель должен обеспечить психологическую и эмоциональную поддержку, а также создать условия, способствующие активному участию детей с ЗПР в школьной жизни. Так, учитель может организовать группы поддержки, в которых дети с ЗПР будут работать вместе с более успешными одноклассниками, что поможет им быстрее адаптироваться и почувствовать себя частью коллектива.
Взаимодействие с родителями играет важную роль в преодолении барьеров в обучении и общении детей с ЗПР. Учитель должен регулярно информировать родителей о успехах и трудностях ребёнка, а также давать рекомендации по продолжению работы дома. Учитель может проводить регулярные встречи с родителями, на которых обсуждаются прогресс ребёнка, возникающие проблемы и способы их решения.
Совместная работа учителя с психологами, логопедами и другими специалистами позволяет разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии коррекционной работы. Это способствует более успешной адаптации детей с ЗПР к образовательному процессу.
В заключение, преодоление барьеров в обучении и общении для детей с ЗПР в инклюзивной среде требует от учителя использования разнообразных педагогических стратегий и подходов. Дифференцированный подход, игровые технологии и создание поддерживающей инклюзивной среды являются ключевыми элементами успешной интеграции детей с ЗПР в школьный процесс. Важную роль в этом процессе играет также взаимодействие с родителями и специалистами, что позволяет обеспечить целостный и согласованный подход к обучению и воспитанию таких детей. Успешное преодоление барьеров в обучении и общении способствует не только академическому успеху детей с ЗПР, но и их социальной адаптации и личностному развитию.
Список литературы
Жавнерко
, А. П. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в контексте их социализации / А. П.
Жавнерко
// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 2 (59). – С. 100-108.
Конева И.А. К проблеме инклюзивного обучения подростков с задержкой психического // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 11 – 3(18). - С. 66-68.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат