Дата публикации:
04.09.2024
Автор:
Скворцова Наталья Сергеевна
Название работы:
Особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС
Работа:
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Скворцова Наталья Сергеевна, педагог-психолог
ГБДОУ Детский сад № 145 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются ключевые задачи, функции и методы работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС, направленные на всестороннее развитие детей, их психологическое сопровождение и поддержку. Подчеркивается значимость роли педагога-психолога в создании комфортной образовательной среды и обеспечении успешной социализации детей.
Ключевые слова: педагог-психолог, ДОУ, ФГОС, психологическое сопровождение, развитие ребенка, социализация.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для дошкольного образования ориентирован на создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его социально-эмоционального благополучия и подготовки к дальнейшему обучению в школе. В этом контексте роль педагога-психолога в ДОУ приобретает особую значимость, так как он обеспечивает психологическое сопровождение детей, поддержку их эмоционального и когнитивного развития, а также помощь в преодолении возможных трудностей.
Педагог-психолог участвует в создании психологически комфортной образовательной среды, способствующей полноценному развитию каждого ребенка. Это включает в себя работу с педагогами, родителями и детьми, направленную на обеспечение эмоционального благополучия, поддержку развития когнитивных, социальных и коммуникативных навыков, а также формирование положительной самооценки у детей.
Важной задачей педагога-психолога является регулярная диагностика психического развития детей. Это включает в себя оценку уровня когнитивных, эмоциональных и социальных навыков, выявление отклонений и задержек в развитии, а также мониторинг динамики развития каждого ребенка. Диагностические данные позволяют педагогу-психологу разрабатывать индивидуальные и групповые программы сопровождения и коррекции.
В соответствии с ФГОС, педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление трудностей в развитии детей. Это могут быть занятия по развитию речи, моторики, внимания, памяти, а также эмоционально-волевых и социальных навыков. Важным аспектом является интеграция этих занятий в общий образовательный процесс, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Педагог-психолог оказывает консультативную поддержку педагогам и родителям, помогая им лучше понять потребности и особенности развития детей. Консультации могут касаться различных аспектов воспитания, обучения, социального и эмоционального развития ребенка, а также рекомендаций по поддержке ребенка в сложных ситуациях. Педагог-психолог проводит семинары и тренинги для педагогов и родителей, способствуя повышению их психологической компетентности.
Педагог-психолог проводит профилактические мероприятия, направленные на предотвращение эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, а также на формирование здорового образа жизни. Это включает в себя проведение занятий по формированию навыков общения, управления эмоциями, разрешению конфликтов и развитию саморегуляции.
Педагог-психолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми, ориентируясь на их возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальные занятия направлены на работу с конкретными проблемами ребенка, такими как страхи, тревожность, трудности в общении. Групповые занятия способствуют развитию социальных навыков, обучению работе в коллективе, а также формированию навыков самоорганизации и сотрудничества.
Использование игровых технологий является ключевым методом работы педагога-психолога в ДОУ. Игра помогает детям выражать свои эмоции, учиться новому в комфортной и непринужденной обстановке, а также развивать когнитивные и социальные навыки. Включение игровых элементов в коррекционные и развивающие занятия делает процесс обучения и развития более эффективным и привлекательным для детей.
Психодиагностика включает в себя использование различных методов и инструментов для оценки психического развития ребенка, его эмоционального состояния, уровня когнитивных и социальных навыков. Это могут быть тесты, наблюдение, беседы, а также специализированные диагностические игры. Педагог-психолог анализирует результаты диагностики и на их основе разрабатывает индивидуальные программы сопровождения и коррекции.
Психологическое просвещение направлено на повышение уровня знаний и понимания психологии развития детей среди педагогов и родителей. Педагог-психолог проводит семинары, лекции, тренинги и мастер-классы, где обсуждаются возрастные особенности детей, способы поддержки их развития, методы решения проблемных ситуаций и вопросы взаимодействия с детьми.
Подводя итог, можно сказать, что деятельность педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС направлена на всестороннее развитие детей, поддержку их психологического благополучия и успешной социализации. Педагог-психолог играет ключевую роль в создании комфортной образовательной среды, обеспечивает своевременную диагностику и коррекцию возможных трудностей, активно взаимодействует с педагогами и родителями. Использование разнообразных методов и технологий, таких как психодиагностика, игровые технологии и консультирование, позволяет педагогу-психологу эффективно выполнять свои задачи и способствовать гармоничному развитию каждого ребенка.
Список литературы
Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2022. — 464 с.
Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2023. — 461 с.
Токарская Л. В., Хлыстова Е. В. Специальная психология: Работа психолога в дошкольной образовательной организации: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2020. — 140 с.
Скачать работу
Скворцова Наталья Сергеевна, педагог-психолог
ГБДОУ Детский сад № 145 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются ключевые задачи, функции и методы работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС, направленные на всестороннее развитие детей, их психологическое сопровождение и поддержку. Подчеркивается значимость роли педагога-психолога в создании комфортной образовательной среды и обеспечении успешной социализации детей.
Ключевые слова: педагог-психолог, ДОУ, ФГОС, психологическое сопровождение, развитие ребенка, социализация.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для дошкольного образования ориентирован на создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его социально-эмоционального благополучия и подготовки к дальнейшему обучению в школе. В этом контексте роль педагога-психолога в ДОУ приобретает особую значимость, так как он обеспечивает психологическое сопровождение детей, поддержку их эмоционального и когнитивного развития, а также помощь в преодолении возможных трудностей.
Педагог-психолог участвует в создании психологически комфортной образовательной среды, способствующей полноценному развитию каждого ребенка. Это включает в себя работу с педагогами, родителями и детьми, направленную на обеспечение эмоционального благополучия, поддержку развития когнитивных, социальных и коммуникативных навыков, а также формирование положительной самооценки у детей.
Важной задачей педагога-психолога является регулярная диагностика психического развития детей. Это включает в себя оценку уровня когнитивных, эмоциональных и социальных навыков, выявление отклонений и задержек в развитии, а также мониторинг динамики развития каждого ребенка. Диагностические данные позволяют педагогу-психологу разрабатывать индивидуальные и групповые программы сопровождения и коррекции.
В соответствии с ФГОС, педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление трудностей в развитии детей. Это могут быть занятия по развитию речи, моторики, внимания, памяти, а также эмоционально-волевых и социальных навыков. Важным аспектом является интеграция этих занятий в общий образовательный процесс, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Педагог-психолог оказывает консультативную поддержку педагогам и родителям, помогая им лучше понять потребности и особенности развития детей. Консультации могут касаться различных аспектов воспитания, обучения, социального и эмоционального развития ребенка, а также рекомендаций по поддержке ребенка в сложных ситуациях. Педагог-психолог проводит семинары и тренинги для педагогов и родителей, способствуя повышению их психологической компетентности.
Педагог-психолог проводит профилактические мероприятия, направленные на предотвращение эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, а также на формирование здорового образа жизни. Это включает в себя проведение занятий по формированию навыков общения, управления эмоциями, разрешению конфликтов и развитию саморегуляции.
Педагог-психолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми, ориентируясь на их возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальные занятия направлены на работу с конкретными проблемами ребенка, такими как страхи, тревожность, трудности в общении. Групповые занятия способствуют развитию социальных навыков, обучению работе в коллективе, а также формированию навыков самоорганизации и сотрудничества.
Использование игровых технологий является ключевым методом работы педагога-психолога в ДОУ. Игра помогает детям выражать свои эмоции, учиться новому в комфортной и непринужденной обстановке, а также развивать когнитивные и социальные навыки. Включение игровых элементов в коррекционные и развивающие занятия делает процесс обучения и развития более эффективным и привлекательным для детей.
Психодиагностика включает в себя использование различных методов и инструментов для оценки психического развития ребенка, его эмоционального состояния, уровня когнитивных и социальных навыков. Это могут быть тесты, наблюдение, беседы, а также специализированные диагностические игры. Педагог-психолог анализирует результаты диагностики и на их основе разрабатывает индивидуальные программы сопровождения и коррекции.
Психологическое просвещение направлено на повышение уровня знаний и понимания психологии развития детей среди педагогов и родителей. Педагог-психолог проводит семинары, лекции, тренинги и мастер-классы, где обсуждаются возрастные особенности детей, способы поддержки их развития, методы решения проблемных ситуаций и вопросы взаимодействия с детьми.
Подводя итог, можно сказать, что деятельность педагога-психолога в ДОУ в соответствии с ФГОС направлена на всестороннее развитие детей, поддержку их психологического благополучия и успешной социализации. Педагог-психолог играет ключевую роль в создании комфортной образовательной среды, обеспечивает своевременную диагностику и коррекцию возможных трудностей, активно взаимодействует с педагогами и родителями. Использование разнообразных методов и технологий, таких как психодиагностика, игровые технологии и консультирование, позволяет педагогу-психологу эффективно выполнять свои задачи и способствовать гармоничному развитию каждого ребенка.
Список литературы
Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2022. — 464 с.
Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2023. — 461 с.
Токарская Л. В., Хлыстова Е. В. Специальная психология: Работа психолога в дошкольной образовательной организации: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2020. — 140 с.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств