Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль дискуссий и дебатов в развитии социально-ориентированного мышления у школьников . Работа №69109

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль дискуссий и дебатов в развитии социально-ориентированного мышления у школьников
Работа:

РОЛЬ ДИСКУССИЙ И ДЕБАТОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

 

Гуринова Лариса Ивановна, учитель истории и обществознания

ГБОУ "Средняя школа №8 имени В.С. Бойко г.о. Мариуполь" ДНР

 

Аннотация. В статье обсуждается роль дискуссий и дебатов в развитии социально-ориентированного мышления у школьников. Рассматривается, как эти методы способствуют формированию у учащихся критического мышления, навыков аргументации, уважения к различным точкам зрения и осознанию гражданской ответственности. В статье приводятся примеры использования дискуссий и дебатов в образовательной практике, а также анализируется их влияние на развитие социальной компетентности и активной гражданской позиции.

Ключевые слова: дискуссии, дебаты, социально-ориентированное мышление, школьники, критическое мышление, аргументация, гражданская позиция, образовательная практика.


Дискуссии и дебаты занимают центральное место в развитии социально-ориентированного мышления у школьников, предлагая им уникальную возможность не только выразить свои мнения, но и глубже понять сложные социальные, политические и моральные вопросы. Эти методы обучения помогают школьникам развивать навыки критического мышления, учат анализировать информацию, аргументировать свои взгляды и уважать позиции других, что является основой для формирования активной и ответственной гражданской позиции.

В образовательной практике дискуссии часто используются для обсуждения актуальных и спорных вопросов, таких как права человека, экология, роль государства в жизни общества и другие. Например, обсуждение проблемы изменения климата может быть организовано в формате дискуссии, где учащиеся будут анализировать различные точки зрения, опираясь на научные данные, законодательство и этические соображения. Этот подход помогает ученикам не только расширить свои знания, но и осознать сложность и многогранность социальных проблем, развивая при этом умение видеть проблему с разных сторон.

Дебаты, в свою очередь, представляют собой структурированный формат обсуждения, где учащиеся делятся на группы и защищают противоположные точки зрения по определенной теме. Этот метод обучения особенно эффективен для развития у школьников навыков аргументации и риторики. Например, в ходе дебатов на тему "Необходимо ли ограничение свободы слова в интересах общественной безопасности?" учащиеся учатся формулировать свои аргументы, анализировать контраргументы и развивать стратегию защиты своей позиции. Такой опыт не только развивает интеллектуальные способности, но и воспитывает уважение к демократическим принципам, учит слушать и понимать противоположные мнения.

Дискуссии и дебаты также играют важную роль в формировании социальной компетентности, которая включает в себя умение взаимодействовать с окружающими, понимать социальные нормы и принимать участие в общественной жизни. Учащиеся, участвующие в дискуссиях, учатся сотрудничать, разрешать конфликты и находить компромиссы, что особенно важно в условиях современного многообразного и поликультурного общества. Например, обсуждение темы межкультурного диалога на уроках обществознания может способствовать осознанию важности толерантности и взаимоуважения в мультикультурном обществе, формируя у школьников понимание глобальных вызовов и их роли в решении этих проблем.

Кроме того, участие в дискуссиях и дебатах помогает школьникам развивать уверенность в себе и способность ясно выражать свои мысли. Это важно не только в образовательном контексте, но и в повседневной жизни, где умение убедительно и грамотно излагать свои идеи становится ключевым навыком. Например, дебаты на тему "Стоит ли снизить возраст избирательного права?" могут не только углубить понимание демократических процессов, но и помочь учащимся осознать свою роль как будущих избирателей и граждан.

Таким образом, дискуссии и дебаты являются эффективными методами развития социально-ориентированного мышления у школьников. Они способствуют формированию критического мышления, развивают навыки аргументации и риторики, а также помогают учащимся осознавать свою гражданскую ответственность и роль в обществе. Включение этих методов в образовательный процесс способствует созданию активной учебной среды, где школьники не только получают знания, но и учатся применять их на практике, развивая при этом важные социальные и гражданские компетенции.

 

Список литературы

 

Досмаханова

, Р. А.

Дебатная

технология на уроках

/ Р. А.

Досмаханова

, К. О.

Ажиев

, А. Х.

Файзуллаева

. Молодой ученый. — 2015. — № 7.2 (87.2). — С. 71-73.

Обвинцев

, Г. Е. Дебаты как средство разв

ития коммуникативной компетенции у школьников / Г. Е.

Обвинцев

. Теория и практика образования в современном мире

:

материалы V

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург

:

СатисЪ

, 2014. — С. 170-172.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×