Дата публикации:
05.09.2024
Автор:
Барышникова Тамара Александровна
Название работы:
Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка
Работа:
Научная работа на тему: Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка.
Автор: учитель начальных классов МБОУ Ивнянская СОШ №1 п.Ивня, Ивнянского района, Белгородской области Барышникова Тамара Александровна
Среди окружающих нас предметов нет ни одного, который не имел бы своего названия. Мир полон названий, но названия бывают разные. Общее слово-название – это имя нарицательное, оно дается целому ряду однородных предметов. Имена нарицательные составляют словарное богатство языка, они фиксируются в толковых словарях, толкуются в них, сохраняются, берегутся всеми носителями языка. Но есть предметы, которые человек хочет выделить из общего числа и запомнить, есть предметы индивидуальные, уникальные, единственные в своем роде, подобных на земле больше нет. Таким предметам человек дает особое название, индивидуальное, или имя собственное.
При всем обилии публикаций многие проблемы, связанные с изучением ономастической лексики в школе, находятся на стадии разработки. Так, общеизвестно, что имена собственные (фамилия, имя и отчество, место рождения и проживания, наименование географических объектов и др.) сопровождают ребенка с рождения. В начальной школе дети учатся выделять собственные имена существительные среди многочисленных предметов окружающей действительности, знакомятся с правописанием имен собственных. Однако обращение к ономастической лексике ограничивается в начальной школе несколькими уроками, что, на наш взгляд, недостаточно. В именах собственных заложен большой образовательный и воспитательный потенциал, который необходимо использовать с целью наиболее полного усвоения младшими школьниками ономастической лексики. В связи с этим тему выпускной квалификационной работы Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка мы считаем актуальной.
В основе методики преподавания русского языка всегда лежат лингвистические сведения и специфические понятия русского языка. Поэтому, приступая к исследованию возможностей уроков русского языка в усвоении младшими школьниками ономастической лексики, следует определиться с терминологией.
Современная ономастика – это результат длительной целенаправленной культурной и языковой деятельности людей, поэтому рассматривать систему ономастической лексики необходимо лишь в процессе ее развития и изменения, с учетом экстралингвистических факторов.
Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка связано с традиционным для начальной школы изучением имени собственного и правописанием большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях (Актуальные проблемы, 1997, 132). В связи с этим необходимо проанализировать действующие программы и учебники русского языка для начальной школы. Для сравнительного анализа мы выбрали две программы:
- система развивающего начального обучения Л.В. Занкова (научный руководитель Н.В. Нечаева);
- УМК Начальная школа XXI века (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Анализируя программы и учебники, мы искали ответы на следующие вопросы: 1) в чем специфика начального обучения русскому языку по данной программе; 2) возможности программы и учебников для усвоения ономастической лексики.
Одной из популярных программ для начальной школы является система Л.В. Занкова. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В ее основе лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Обучение по системе Л.В. Занкова основано на следующих принципах: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп прохождения учебного материала, что предусматривает отсутствие многократных однообразных повторений; осознание школьниками прогрессивности учения и др. (Занков, 1975, 17).
В целом курс русского языка I-IV классов четырехлетней школы не является пропедевтическим, т.е. предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное изучение знаний, умений и навыков, начиная с первого класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису (термины, определения понятий), взаимодействующие с другими разделами языка – фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков.
Анализ двух ныне действующих программ обучения русскому языку и школьных учебников также показал, что изучению ономастической лексике в начальной школе уделяется неравнозначное внимание. Так, развивающая система обучения Л.В. Занкова предусматривает подробное изучение написания большой буквы в именах, отчествах и фамилиях, а также в кличках животных, названиях улиц, сел, деревень, городов, рек. Не давая лингвистического понятия ономастическая лексика, программа предусматривает не только знакомство младших школьников с именами собственными, но и выполнение большого количества разнообразных упражнений: на различение слов собственных и нарицательных, правописание фамилии, имени, домашнего адреса.
Анализ программы обучения русскому языку по системе Н.Ф. Виноградовой ограничивает знакомство младших школьников с ономастической лексикой темой Слово и предложение, в ходе изучения которой первоклассники знакомятся с написанием заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Больше к этой теме разработчики программы не возвращаются, хотя учебник Русский язык для 2 класса С.В. Иванова и др. обладает большим потенциалом для усвоения разных видов ономастической лексики: имен и фамилий людей, названий литературных произведений и имен литературных героев, кличек животных, географических названий и т.д. В связи с этим мы запланировали использовать возможности учебника во время экспериментальной работы с целью углубить знания младших школьников об ономастической лексике.
Повышение грамотности учащихся начальных классов является важной проблемой современного образования, так как предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Написание большой буквы в именах собственных является орфограммой, поэтому этой теме уделяется определенное внимание в методике обучения русскому языку. Однако учителя не до конца осознают связь овладения орфографическим навыком написания большой буквы в именах собственных с изучением лексического богатства русского языка. К такому выводу мы пришли в результате анализа опыта работы учителей, которым они делятся на страницах профессиональных журналов.
Скачать работу
Автор: учитель начальных классов МБОУ Ивнянская СОШ №1 п.Ивня, Ивнянского района, Белгородской области Барышникова Тамара Александровна
Среди окружающих нас предметов нет ни одного, который не имел бы своего названия. Мир полон названий, но названия бывают разные. Общее слово-название – это имя нарицательное, оно дается целому ряду однородных предметов. Имена нарицательные составляют словарное богатство языка, они фиксируются в толковых словарях, толкуются в них, сохраняются, берегутся всеми носителями языка. Но есть предметы, которые человек хочет выделить из общего числа и запомнить, есть предметы индивидуальные, уникальные, единственные в своем роде, подобных на земле больше нет. Таким предметам человек дает особое название, индивидуальное, или имя собственное.
При всем обилии публикаций многие проблемы, связанные с изучением ономастической лексики в школе, находятся на стадии разработки. Так, общеизвестно, что имена собственные (фамилия, имя и отчество, место рождения и проживания, наименование географических объектов и др.) сопровождают ребенка с рождения. В начальной школе дети учатся выделять собственные имена существительные среди многочисленных предметов окружающей действительности, знакомятся с правописанием имен собственных. Однако обращение к ономастической лексике ограничивается в начальной школе несколькими уроками, что, на наш взгляд, недостаточно. В именах собственных заложен большой образовательный и воспитательный потенциал, который необходимо использовать с целью наиболее полного усвоения младшими школьниками ономастической лексики. В связи с этим тему выпускной квалификационной работы Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка мы считаем актуальной.
В основе методики преподавания русского языка всегда лежат лингвистические сведения и специфические понятия русского языка. Поэтому, приступая к исследованию возможностей уроков русского языка в усвоении младшими школьниками ономастической лексики, следует определиться с терминологией.
Современная ономастика – это результат длительной целенаправленной культурной и языковой деятельности людей, поэтому рассматривать систему ономастической лексики необходимо лишь в процессе ее развития и изменения, с учетом экстралингвистических факторов.
Усвоение младшими школьниками ономастической лексики на уроках русского языка связано с традиционным для начальной школы изучением имени собственного и правописанием большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях (Актуальные проблемы, 1997, 132). В связи с этим необходимо проанализировать действующие программы и учебники русского языка для начальной школы. Для сравнительного анализа мы выбрали две программы:
- система развивающего начального обучения Л.В. Занкова (научный руководитель Н.В. Нечаева);
- УМК Начальная школа XXI века (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Анализируя программы и учебники, мы искали ответы на следующие вопросы: 1) в чем специфика начального обучения русскому языку по данной программе; 2) возможности программы и учебников для усвоения ономастической лексики.
Одной из популярных программ для начальной школы является система Л.В. Занкова. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В ее основе лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Обучение по системе Л.В. Занкова основано на следующих принципах: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп прохождения учебного материала, что предусматривает отсутствие многократных однообразных повторений; осознание школьниками прогрессивности учения и др. (Занков, 1975, 17).
В целом курс русского языка I-IV классов четырехлетней школы не является пропедевтическим, т.е. предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное изучение знаний, умений и навыков, начиная с первого класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису (термины, определения понятий), взаимодействующие с другими разделами языка – фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков.
Анализ двух ныне действующих программ обучения русскому языку и школьных учебников также показал, что изучению ономастической лексике в начальной школе уделяется неравнозначное внимание. Так, развивающая система обучения Л.В. Занкова предусматривает подробное изучение написания большой буквы в именах, отчествах и фамилиях, а также в кличках животных, названиях улиц, сел, деревень, городов, рек. Не давая лингвистического понятия ономастическая лексика, программа предусматривает не только знакомство младших школьников с именами собственными, но и выполнение большого количества разнообразных упражнений: на различение слов собственных и нарицательных, правописание фамилии, имени, домашнего адреса.
Анализ программы обучения русскому языку по системе Н.Ф. Виноградовой ограничивает знакомство младших школьников с ономастической лексикой темой Слово и предложение, в ходе изучения которой первоклассники знакомятся с написанием заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Больше к этой теме разработчики программы не возвращаются, хотя учебник Русский язык для 2 класса С.В. Иванова и др. обладает большим потенциалом для усвоения разных видов ономастической лексики: имен и фамилий людей, названий литературных произведений и имен литературных героев, кличек животных, географических названий и т.д. В связи с этим мы запланировали использовать возможности учебника во время экспериментальной работы с целью углубить знания младших школьников об ономастической лексике.
Повышение грамотности учащихся начальных классов является важной проблемой современного образования, так как предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Написание большой буквы в именах собственных является орфограммой, поэтому этой теме уделяется определенное внимание в методике обучения русскому языку. Однако учителя не до конца осознают связь овладения орфографическим навыком написания большой буквы в именах собственных с изучением лексического богатства русского языка. К такому выводу мы пришли в результате анализа опыта работы учителей, которым они делятся на страницах профессиональных журналов.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств