Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики: от идеи до проекта. Работа №69140

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики: от идеи до проекта
Работа:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ: ОТ ИДЕИ ДО ПРОЕКТА

 

Михайлова Наталья Александровна, учитель физики

МАОУ "Гимназия" г. Боровичи

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к организации исследовательской деятельности учащихся на уроках физики. Описан процесс перехода от идеи к выполнению проекта, а также ключевые этапы, способствующие развитию исследовательских навыков у школьников.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проект, физика, учебный процесс, проектная работа, эксперимент.

 

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики играет важную роль в формировании их научного мышления и навыков самостоятельной работы. Благодаря проектной деятельности школьники учатся не только применять теоретические знания на практике, но и развивать умение ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных данных. Организация исследовательской деятельности требует от учителя продуманной системы шагов, направленных на вовлечение учеников в учебный процесс, начиная от зарождения идеи до создания полноценного проекта.

Первый этап — выбор темы. На этом этапе важно предложить учащимся несколько тем для исследования, которые вызовут у них интерес и позволят реализовать их познавательные потребности. Важно, чтобы тема проекта была актуальной и интересной для самих учеников, что повысит их мотивацию к исследовательской работе. Темы могут быть связаны с изучаемыми явлениями и законами физики, например: «Изучение теплопроводности различных материалов» или «Исследование зависимостей в электрических цепях». Возможность выбора темы позволяет учащимся лучше включиться в процесс и развивать собственную инициативу.

Следующий шаг — постановка задачи и формулировка гипотезы. Учитель помогает ученикам определить цель исследования, а также сформулировать основную проблему, которую предстоит решить в ходе работы. Например, цель исследования может быть связана с изучением характеристик материалов или влиянием определённых факторов на физические процессы. После формулировки проблемы учащиеся выдвигают гипотезу, которая будет проверяться в ходе экспериментов.

Третий этап — планирование и проведение эксперимента. Здесь учащиеся разрабатывают план исследования, включая выбор методов и инструментов, необходимых для проведения экспериментов. Важно, чтобы учитель оказывал помощь в разработке экспериментальной части, объясняя учащимся, как правильно проводить измерения и анализировать данные. Например, если ученики исследуют свойства проводников в электрических цепях, они могут использовать амперметры, вольтметры и другие приборы для измерений.

Четвёртый этап — анализ данных и выводы. После проведения экспериментов ученики собирают полученные данные и приступают к их анализу. На этом этапе важно, чтобы они не только сопоставляли результаты с гипотезой, но и могли объяснить возможные отклонения или неожиданные результаты. Учитель может помочь учащимся систематизировать данные и сделать правильные выводы на основе проведённого исследования.

Завершающий этап — оформление и защита проекта. На этом этапе ученики готовят презентацию или отчёт о проведённом исследовании. Оформление проекта включает текстовую часть, графики, таблицы и иллюстрации, которые помогают наглядно представить результаты работы. Важно, чтобы ученики могли не только представить свою работу, но и ответить на вопросы учителя и одноклассников, аргументируя свои выводы и демонстрируя понимание изученной темы.

В заключение, организация исследовательской деятельности на уроках физики не только развивает у школьников практические навыки, но и способствует формированию у них научного мировоззрения. Проектная работа помогает учащимся лучше понимать физические законы и явления, а также учит их самостоятельно ставить задачи и находить способы их решения. Благодаря исследовательской деятельности ученики приобретают ценные навыки работы с информацией, развивают критическое мышление и умение анализировать данные.

 

Список литературы

1. Галишева, М. С. Развитие исследовательской компетентности на основании принципа дополнительности в естественно-научном образовании. / М. С. Галишева, П. В. Зуев // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 12. – С. 44-51 11.

2. Галишева, М. С. Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия / М. С. Галишева, П. В. Зуев // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 6. – С. 6-18

3. Григорьева, Ж. В. Организация исследовательской деятельности учащихся по физике / Ж. В. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 35-37.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×