Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Работа №69143

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа:

Аннотация: В данной статье уделить рассматриваются психосоматические проявления психологических расстройств детей школьного возраста, которые вызваны жестким отношением к ним со стороны учителей в школе, таких как нервный тик, головная боль, обгрызание ногтей, гиперреактивность, аллергические реакции, дерматит, частые респираторные инфекции, депрессивные расстройства.

Ключевые слова: психопатологические проявления, психосоматические расстройства, гиперреактивность, нервный тик, психологические расстройства, соматическая патология.

Abstract: This article examines in detail the psychosomatic manifestations of psychological disorders of school-age children, which are caused by harsh treatment by teachers at school, such as nervous tic, headache, nail biting, hyperreactivity, allergic reactions, dermatitis, frequent respiratory infections, depressive disorders.

Keywords: psychopathological manifestations, psychosomatic disorders, hyperreactivity, nervous tic, psychological disorders, somatic pathology.

 

До недавнего времени проблема психосоматических расстройств у детей не обсуждалась и не анализировались, хотя эта группа нарушений представляет собой значительную часть соматической патологии у детей. Термин «психосоматика» включает в себя два понятия. С одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.

В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины. Психосоматические расстройства – болезни, которые развиваются с участием психики, но проявляются телесно.

Дети подвержены психосоматическим расстройствам не меньше, а возможно, и больше, чем взрослые. Причина — повышенная эмоциональная чувствительность и незрелость нервной системы.

В ходе воспитания детей родители часто задаются вопросом: «Почему часто дети начинают болеть именно в учебный период?» . Психосоматика развивается на фоне стресса.

И подростки, и дети помладше подвержены психосоматическим расстройствам больше, если их родители относятся к одному из трех типов:

Гиперопекающие — не дают ребенку проявить даже малейшей самостоятельности.

«Холодные» — удовлетворяют базовые потребности ребенка, но не дают тепла, близости и поддержки.

Тревожные — пугаются любого физиологического симптома, переживают за здоровье ребенка и передают ему свою мнительность.

Неадекватные педагогические методы, действия, негативное отношение учителя к ребенку, приводят к возникновению отклонений в здоровье детей.

Негативное отношение к детям со стороны педагога вызывают у них стрессовые ситуации, стрессовые ситуации ведут к психосоматике, а психосоматика в свою очередь, влияет на эмоциональную сферу ребенка. Как нам известно, эмоциональная сфера является одной из предпосылок общего психического развития, ядром становления личности ребенка, фактором, определяющим психическое здоровье ребенка и становление его благополучной психики. В следствии психические проблемы приводят к психосоматическим расстройствам.

«Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое — благотворное или пагубное — влияние он оказывает, каким образом он служит; дети воспринимают все» (Кащенко В. П.).

Хочется заметить, что часто болезням подвергаются дети школьного возраста. Детские заболевания показывают нам, что ребенок чувствует гнев в связи с тем, что происходит вокруг него. Ему становиться трудно выражать свои переживания, так как в своем возрасте он еще не знает, как с этим справляться, многим детям родители запрещают это делать. В школе дети сталкиваются с ответственностью в виде учебной нагрузки, требованиями учителей, установленного поведения и т. д. Вся эта нагрузка, не умение владеть своими эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем состоянии ребенка.

Основной причиной психосоматических заболеваний школьников является активно-отрицательный тип отношений педагога к детям, который выражается в негативном отношении к ним, а также к своей педагогической работе. Это создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения детей. Пассивно-отрицательный тип отношений педагога характеризуется скрытой отрицательной направленностью к детям. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен (1).

Последствиями нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей является детская замкнутость, недоверчивость, дети не рассказывают о своих домашних радостях, печалях, у детей появляется озлобленность, желание делать все наперекор. Сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем (2).

Нервная система детей и подростков еще не сформирована окончательно, поэтому в школе ребенок только обучается эмоционально-поведенческому самоконтролю, особенным периодом является период полового созревания, это время, когда «гормональная буря» может затронуть даже самых тихих и усидчивых ранее учеников. В это время детям, как никогда необходима поддержка и понимание со стороны не только родителей, но, и конечно, педагогов. Детям самим в этот период сложно понять свои эмоции и чувства, сложно контролировать себя и концентрировать свое внимание. Важно то, что это вопрос не дисциплины, а физиологии. Но, при всем этом, многие учителя от детей требуют поведение, которое присуще взрослым организованным и сформированным личностям. Приемлемое поведение ребёнка в понятии педагога - нужно сидеть спокойно, тихо, бесшумно, сосредотачиваться строго на предмете, только достойно реагировать на замечания, спокойно вести себя на переменах и т.д. В классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным учителем заболеваемость школьников в три раза выше, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом (3). Мы часто забываем, что детям, которых в детстве заставляли скрывать и подавлять свои чувства, придя во взрослую жизнь, будет трудно понимать, озвучивать, анализировать свои эмоции, а также просить о помощи. Будучи взрослым человеком, он будет вынужден переживать и проходить странные, неясные, пугающие его волнения и тревоги в одиночестве. Многие дети сталкиваются с травлей и боулингом со стороны педагога, при этом переживают эмоциональный стресс, гнев, злость осознавая, что сопротивляться старшему, а тем более учителю не имеет право. Дети подавляют в себе невысказанность, обиды, которые вынуждены переживать в школьном возрасте, понимая и осознавая отсутствие прав на собственную защиту в эти моменты. Удерживая эмоции появляются проблемы со здоровьем, связанные с психоэмоциональным состоянием ребенка (так называемая психосоматика), когда эмоции и стрессовые ситуации, с которыми ребенок не в силах справиться ввиду незрелой психики, приводят к различным заболеваниям и к проблемам с успеваемостью.

Детям в стенах школы необходима тёплая атмосфера доверия и творчества, раскованности, искренности и прямоты. Каждый ученик сможет чувствовать себя причастным к радостям и огорчениям. И это оттого, что всё у педагогов в этой школе будет начинаться с любви к детям.

Слова их документального фильма Михаила Ромма подсказывают:

« И все-таки я верю в то, что человек разумен

Ведь он рождается прекрасным

Плохих детей нет

Все дети во всем мире хороши

Все зависит от того, что мы с вами вылепим из этих детей

Во что мы с вами превратим их».

Предотвратить развитие психосоматических заболеваний у учащихся конечно можно и нужно, если в учебных комплексах и работу выстраивать на основе эпиграфа Л.Н. Толстого:

«Если учитель имеет только Любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только Любовь к ученику,

как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочёл все книги, но не имеет любви

ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе

Любовь к делу и ученикам,

он – совершенный Учитель».

Понять и принять ребенка невозможно не имея любви к нему. Многие педагоги настоящего времени открыто заявляют о том, что совсем не обязаны их любить. Выдающиеся светила педагогики прошлого Ян Амос Коменский, Ушинский, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий, Макаренко передавали в своих трудах обратное, утверждая то, что нет педагогики без любви к ребенку. В их понимании любовь воодушевляет педагога, а также служит для него источником, из которого он может брать новые силы.

Для В.А. Сухомлинского «педагогическая» любовь – это прежде всего уважение к личному достоинству ребенка, постоянная забота о нем, это сложный процесс понимания, изучения ребенка, открытия в нем человеческой красоты, на основе которой происходит формирование личности. Школа должна любить ребенка, тогда и он обязательно полюбит школу. Без любви и уважения к воспитанникам всякие разговоры о гуманности и человечности пустой звук (4).

Психосоматические расстройства у детей могут стать серьезной проблемой: сложно объяснить ребенку, что с ним происходит, почему медицинское лечение не дает результатов, а состояние усугубляется. Но при правильных диагностике и лечении, в которых главным фактором успеха выступает психотерапия, состояние ребенка можно привести к норме.

Проявляя любовь к детям, педагог поможет им миновать различные заболевания, а насыщая положительными эмоциями укрепит их психологическое и физическое здоровье.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×