Аннотация: В данной статье уделить рассматриваются психосоматические проявления психологических расстройств детей школьного возраста, которые вызваны жестким отношением к ним со стороны учителей в школе, таких как нервный тик, головная боль, обгрызание ногтей, гиперреактивность, аллергические реакции, дерматит, частые респираторные инфекции, депрессивные расстройства.
Ключевые слова: психопатологические проявления, психосоматические расстройства, гиперреактивность, нервный тик, психологические расстройства, соматическая патология.
Abstract: This article examines in detail the psychosomatic manifestations of psychological disorders of school-age children, which are caused by harsh treatment by teachers at school, such as nervous tic, headache, nail biting, hyperreactivity, allergic reactions, dermatitis, frequent respiratory infections, depressive disorders.
Keywords: psychopathological manifestations, psychosomatic disorders, hyperreactivity, nervous tic, psychological disorders, somatic pathology.
До недавнего времени проблема психосоматических расстройств у детей не обсуждалась и не анализировались, хотя эта группа нарушений представляет собой значительную часть соматической патологии у детей. Термин «психосоматика» включает в себя два понятия. С одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.
В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины. Психосоматические расстройства – болезни, которые развиваются с участием психики, но проявляются телесно.
Дети подвержены психосоматическим расстройствам не меньше, а возможно, и больше, чем взрослые. Причина — повышенная эмоциональная чувствительность и незрелость нервной системы.
В ходе воспитания детей родители часто задаются вопросом: «Почему часто дети начинают болеть именно в учебный период?» . Психосоматика развивается на фоне стресса.
И подростки, и дети помладше подвержены психосоматическим расстройствам больше, если их родители относятся к одному из трех типов:
Гиперопекающие — не дают ребенку проявить даже малейшей самостоятельности.
«Холодные» — удовлетворяют базовые потребности ребенка, но не дают тепла, близости и поддержки.
Тревожные — пугаются любого физиологического симптома, переживают за здоровье ребенка и передают ему свою мнительность.
Неадекватные педагогические методы, действия, негативное отношение учителя к ребенку, приводят к возникновению отклонений в здоровье детей.
Негативное отношение к детям со стороны педагога вызывают у них стрессовые ситуации, стрессовые ситуации ведут к психосоматике, а психосоматика в свою очередь, влияет на эмоциональную сферу ребенка. Как нам известно, эмоциональная сфера является одной из предпосылок общего психического развития, ядром становления личности ребенка, фактором, определяющим психическое здоровье ребенка и становление его благополучной психики. В следствии психические проблемы приводят к психосоматическим расстройствам.
«Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое — благотворное или пагубное — влияние он оказывает, каким образом он служит; дети воспринимают все» (Кащенко В. П.).
Хочется заметить, что часто болезням подвергаются дети школьного возраста. Детские заболевания показывают нам, что ребенок чувствует гнев в связи с тем, что происходит вокруг него. Ему становиться трудно выражать свои переживания, так как в своем возрасте он еще не знает, как с этим справляться, многим детям родители запрещают это делать. В школе дети сталкиваются с ответственностью в виде учебной нагрузки, требованиями учителей, установленного поведения и т. д. Вся эта нагрузка, не умение владеть своими эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем состоянии ребенка.
Основной причиной психосоматических заболеваний школьников является активно-отрицательный тип отношений педагога к детям, который выражается в негативном отношении к ним, а также к своей педагогической работе. Это создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения детей. Пассивно-отрицательный тип отношений педагога характеризуется скрытой отрицательной направленностью к детям. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен (1).
Последствиями нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей является детская замкнутость, недоверчивость, дети не рассказывают о своих домашних радостях, печалях, у детей появляется озлобленность, желание делать все наперекор. Сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем (2).
Нервная система детей и подростков еще не сформирована окончательно, поэтому в школе ребенок только обучается эмоционально-поведенческому самоконтролю, особенным периодом является период полового созревания, это время, когда «гормональная буря» может затронуть даже самых тихих и усидчивых ранее учеников. В это время детям, как никогда необходима поддержка и понимание со стороны не только родителей, но, и конечно, педагогов. Детям самим в этот период сложно понять свои эмоции и чувства, сложно контролировать себя и концентрировать свое внимание. Важно то, что это вопрос не дисциплины, а физиологии. Но, при всем этом, многие учителя от детей требуют поведение, которое присуще взрослым организованным и сформированным личностям. Приемлемое поведение ребёнка в понятии педагога - нужно сидеть спокойно, тихо, бесшумно, сосредотачиваться строго на предмете, только достойно реагировать на замечания, спокойно вести себя на переменах и т.д. В классах с авторитарным, жестким, недоброжелательным учителем заболеваемость школьников в три раза выше, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом (3). Мы часто забываем, что детям, которых в детстве заставляли скрывать и подавлять свои чувства, придя во взрослую жизнь, будет трудно понимать, озвучивать, анализировать свои эмоции, а также просить о помощи. Будучи взрослым человеком, он будет вынужден переживать и проходить странные, неясные, пугающие его волнения и тревоги в одиночестве. Многие дети сталкиваются с травлей и боулингом со стороны педагога, при этом переживают эмоциональный стресс, гнев, злость осознавая, что сопротивляться старшему, а тем более учителю не имеет право. Дети подавляют в себе невысказанность, обиды, которые вынуждены переживать в школьном возрасте, понимая и осознавая отсутствие прав на собственную защиту в эти моменты. Удерживая эмоции появляются проблемы со здоровьем, связанные с психоэмоциональным состоянием ребенка (так называемая психосоматика), когда эмоции и стрессовые ситуации, с которыми ребенок не в силах справиться ввиду незрелой психики, приводят к различным заболеваниям и к проблемам с успеваемостью.
Детям в стенах школы необходима тёплая атмосфера доверия и творчества, раскованности, искренности и прямоты. Каждый ученик сможет чувствовать себя причастным к радостям и огорчениям. И это оттого, что всё у педагогов в этой школе будет начинаться с любви к детям.
Слова их документального фильма Михаила Ромма подсказывают:
« И все-таки я верю в то, что человек разумен
Ведь он рождается прекрасным
Плохих детей нет
Все дети во всем мире хороши
Все зависит от того, что мы с вами вылепим из этих детей
Во что мы с вами превратим их».
Предотвратить развитие психосоматических заболеваний у учащихся конечно можно и нужно, если в учебных комплексах и работу выстраивать на основе эпиграфа Л.Н. Толстого:
«Если учитель имеет только Любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только Любовь к ученику,
как отец, мать, он будет лучше того учителя,
который прочёл все книги, но не имеет любви
ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе
Любовь к делу и ученикам,
он – совершенный Учитель».
Понять и принять ребенка невозможно не имея любви к нему. Многие педагоги настоящего времени открыто заявляют о том, что совсем не обязаны их любить. Выдающиеся светила педагогики прошлого Ян Амос Коменский, Ушинский, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий, Макаренко передавали в своих трудах обратное, утверждая то, что нет педагогики без любви к ребенку. В их понимании любовь воодушевляет педагога, а также служит для него источником, из которого он может брать новые силы.
Для В.А. Сухомлинского «педагогическая» любовь – это прежде всего уважение к личному достоинству ребенка, постоянная забота о нем, это сложный процесс понимания, изучения ребенка, открытия в нем человеческой красоты, на основе которой происходит формирование личности. Школа должна любить ребенка, тогда и он обязательно полюбит школу. Без любви и уважения к воспитанникам всякие разговоры о гуманности и человечности – пустой звук (4).
Психосоматические расстройства у детей могут стать серьезной проблемой: сложно объяснить ребенку, что с ним происходит, почему медицинское лечение не дает результатов, а состояние усугубляется. Но при правильных диагностике и лечении, в которых главным фактором успеха выступает психотерапия, состояние ребенка можно привести к норме.
Проявляя любовь к детям, педагог поможет им миновать различные заболевания, а насыщая положительными эмоциями укрепит их психологическое и физическое здоровье.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат