Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Работа №69197

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка
Работа:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Чушенко Татьяна Андреевна, учитель начальных классов

МАОУ МО г. Краснодар лицей 12 им. А. С. Макаренко

 

Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников на уроках русского языка. Описаны методы и приемы, способствующие развитию языковых и коммуникативных навыков, которые позволяют ученикам эффективно использовать свои знания в повседневной жизни. Особое внимание уделяется интеграции новых образовательных технологий и созданию условий для развития критического мышления и самостоятельности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, младшие школьники, критическое мышление, современные методы, образовательные технологии, коммуникативные навыки.

 

Формирование функциональной грамотности у младших школьников является одной из важнейших задач начального образования. В условиях современного мира, где информация поступает в огромных объемах, умение эффективно применять полученные знания становится ключевым навыком для успешной адаптации в обществе. Русский язык, как основной учебный предмет, играет важную роль в развитии функциональной грамотности, ведь через него дети учатся мыслить, общаться и решать повседневные задачи.

Функциональная грамотность – это способность человека применять полученные знания и умения для решения практических задач в реальной жизни. В контексте уроков русского языка, это не просто знание грамматических правил и умение писать сочинения, а способность понимать, анализировать тексты, эффективно выражать свои мысли, решать проблемы и взаимодействовать с окружающими.

Современные подходы к формированию функциональной грамотности предполагают использование разнообразных методов и приемов, которые позволяют сделать учебный процесс более интересным и эффективным. Один из таких подходов – использование интерактивных методов обучения. Например, на уроках русского языка можно применять проектную работу, где ученики будут создавать свои рассказы, сказки или небольшие сценарии, тем самым развивая навыки самостоятельного мышления и творчества. Проектные задания помогают детям учиться сотрудничеству и взаимодействию, развивая коммуникативные навыки.

Особое значение имеет использование методов критического мышления. На уроках русского языка это может быть анализ литературных текстов, обсуждение поступков героев, прогнозирование возможных событий или написание собственных концовок произведений. Эти приемы помогают ученикам осознанно подходить к информации, формируют умение анализировать текст, делать выводы и строить логические связи. Например, при изучении басен, можно предложить ученикам определить мораль каждого произведения и провести параллели с реальными жизненными ситуациями.

Большое внимание следует уделять заданиям, направленным на развитие языковой и речевой активности учеников. Важно, чтобы дети не только механически выполняли упражнения, но и учились рассуждать, объяснять свои мысли и выводы. Для этого можно использовать дискуссии, диалоги, обсуждения на уроках. Например, после прочтения небольшого рассказа, можно устроить обсуждение, где каждый ученик выскажет свое мнение о поступках героев, а также предложит свои решения возникших проблем.

Интеграция информационных технологий также является одним из эффективных современных методов формирования функциональной грамотности. Использование интерактивных упражнений, онлайн-платформ для проверки знаний, а также электронных учебников делает обучение более увлекательным и доступным для детей. Например, можно проводить викторины по правилам русского языка с использованием приложений или онлайн-сервисов, что не только повышает мотивацию учеников, но и способствует лучшему усвоению материала.

Функциональная грамотность также тесно связана с развитием навыков самостоятельного обучения. Важно, чтобы дети уже в начальной школе учились самостоятельно искать информацию, анализировать её и использовать для решения учебных задач. Например, можно давать задания на поиск информации о писателях, литературных произведениях или различных явлениях языка, что стимулирует интерес к самостоятельным исследованиям и учит работать с источниками.

Для того чтобы развивать функциональную грамотность на уроках русского языка, необходимо также создавать условия для креативного мышления. Ученики могут придумывать собственные истории, создавать оригинальные рассказы или стихи, что помогает развивать не только грамотность, но и творческие способности. Например, после изучения определенных грамматических тем, можно предложить ученикам придумать короткие рассказы с использованием новых слов и выражений.

Подводя итог, можно сказать, что современный учитель начальных классов должен активно внедрять новые образовательные технологии и подходы для формирования функциональной грамотности у младших школьников. Уроки русского языка становятся не просто местом для изучения правил и выполнения упражнений, но и площадкой для развития критического мышления, самостоятельности и креативности. Такой подход поможет ученикам лучше адаптироваться к современным реалиям, стать более осознанными и грамотными в своей повседневной жизни.

 

Список литературы

Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб

. :

КАРО, 2019.-160 с.

Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-454.

Формирование функциональной грамотности школьников в контексте преподавания учебных предметов [Электронный ресурс

] :

учебно-методическое пособие / И. С.

Бегашева

, Н. И. Васильева, Е. Г.

Коликова

и др. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 2,52 Мб). –

Челябинск :

ЧИППКРО, 2021.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×