РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГИ И ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Мельник Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Специализированная школа с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла № 135 г. о. Донецк» ДНР
Аннотация. В статье рассматривается роль диалогов и дискуссий в развитии коммуникативных навыков учащихся на уроках литературы. Описаны ключевые методы организации диалогов, обсуждений и дебатов, а также их влияние на развитие критического мышления, аналитических способностей и способности к сотрудничеству. Подчёркивается значимость данных методов для формирования языковой и культурной компетенции учеников.
Ключевые слова: диалог, дискуссия, коммуникативные навыки, уроки литературы, критическое мышление, аналитическая деятельность.
Коммуникативные навыки являются важной составляющей успешной социализации и образования современных школьников. Уроки литературы представляют собой уникальную платформу для их развития, поскольку изучение художественных текстов требует активного участия в обсуждениях, аргументации и обмене мнениями. Через диалоги и дискуссии учащиеся могут лучше осмыслить художественные произведения, анализировать их содержание и выражать собственные мысли.
Коммуникативные навыки включают в себя способность ясно и точно выражать свои мысли, внимательно слушать собеседника, анализировать и аргументировать свою точку зрения. В контексте преподавания литературы развитие этих навыков способствует глубокому пониманию текста, формированию критического мышления и социальной адаптации.
В процессе обсуждения произведений учащиеся учатся анализировать авторские идеи, сюжетные линии и персонажей, сопоставлять мнения и делать выводы. Диалоги и дискуссии помогают развить умение формулировать собственные мысли, защищать свою позицию и критически воспринимать точки зрения других. Через участие в обсуждениях школьники учатся взаимодействовать друг с другом, вести конструктивный спор и уважать чужие мнения, что способствует развитию социального интеллекта.
Для эффективного использования диалогов и дискуссий на уроках литературы учителю важно правильно организовать этот процесс, используя разнообразные методические приёмы.
Метод свободных дискуссий подразумевает обсуждение заданного вопроса без строгих рамок, позволяя учащимся свободно высказываться и обмениваться мнениями. Например, можно обсуждать характер героя, авторское отношение к описанным событиям или нравственный выбор персонажей.
Ролевые игры позволяют ученикам "вжиться" в образы персонажей литературных произведений и обсуждать их действия от лица героев. Это помогает глубже понять мотивацию персонажей и их характер.
Метод сократического диалога заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы, направляющие их к самостоятельным выводам. В процессе такого диалога ученики развивают аналитическое мышление и учатся аргументировать свои суждения.
Дебаты же позволяют организовать структурированное обсуждение, в котором учащиеся делятся на группы, защищающие противоположные точки зрения. Это помогает научиться защищать свою позицию, выслушивать оппонентов и находить компромиссы.
Диалог на уроках литературы способствует более глубокому анализу произведений и развитию коммуникативных навыков учащихся. Ученикам можно предложить обсудить, например, как изменяется характер главного героя на протяжении произведения, с какими внутренними и внешними конфликтами он сталкивается.
В диалогах также можно исследовать, как автор использует язык для создания определённой атмосферы, передачи эмоционального состояния персонажей или выражения философских идей.
Дети могут сравнивать разные литературные произведения или подходы разных авторов к одной теме, что помогает развивать критическое мышление и умение анализировать тексты в контексте.
Дискуссии играют ключевую роль в формировании коммуникативных навыков, поскольку они учат учащихся не только выражать свои мысли, но и выслушивать других, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, а также корректировать своё мнение на основе новых аргументов.
Литература часто рассматривает различные конфликты: внутренние (внутри личности) и внешние (между людьми или обществом). Учащимся можно предложить обсудить, как тот или иной конфликт разворачивается в произведении, и какие его последствия.
Многие произведения поднимают вопросы морали и этики. Дискуссии на такие темы способствуют развитию способности анализировать сложные жизненные ситуации, делать выводы и предлагать решения.
В ходе изучения классических произведений часто возникают философские или социальные темы, например, вопросы свободы, справедливости, любви или судьбы. Такие темы служат основой для глубоких и многослойных обсуждений, в которых обучающиеся могут развивать умение рассуждать и аргументировать.
Преимущества использования диалогов и дискуссий очевидны: они позволяют сделать уроки литературы более динамичными, способствуют развитию критического мышления, помогают ученикам глубже проникать в содержание текста. Однако учителям необходимо учитывать и возможные трудности. Некоторые ученики могут доминировать в обсуждениях, в то время как другие остаются в стороне. Важно уметь вовлекать в диалог всех учеников, создавая для каждого комфортные условия. Дискуссии и диалоги также требуют значительного времени на уроке, поэтому важно планировать их с учётом временных рамок. Помимо прочего, в ходе обсуждений могут возникать эмоциональные споры, особенно если затрагиваются сложные темы. Учителю важно сохранять нейтралитет и поддерживать атмосферу уважения к мнению каждого участника.
Таким образом, использование диалогов и дискуссий на уроках литературы является важным методом для развития коммуникативных навыков учащихся. Эти методы позволяют глубже понять литературные произведения, развить критическое мышление и научиться взаимодействовать с окружающими. При правильной организации диалоги и дискуссии могут стать ключевым инструментом в формировании языковой и культурной компетенции школьников.
Список литературы
Лето Я. В. Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии / Я. В. Лето // Молодой ученый. 2016. №12. С. 770-772.
Родина Е. Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. М.: Молодой ученый, 2017. № 42 (176). С. 175-176. URL:
https://moluch.ru/archive/176/46002/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат