Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы формирования пространственной ориентации у слепых и слабовидящих школьников. Работа №69219

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы формирования пространственной ориентации у слепых и слабовидящих школьников
Работа:
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
Фурсина Елена Владимировна, учитель
ГБОУ ЛНР "Республиканский учебно-реабилитационный центр"
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования пространственной ориентации у слепых и слабовидящих школьников. Описываются основные подходы и технологии, направленные на развитие навыков ориентации в пространстве, самостоятельного передвижения и использования сенсорных возможностей. Подчеркивается важность комплексного подхода, включающего тактильные, аудиальные и моторные методики для полноценной адаптации детей с нарушениями зрения.
Ключевые слова: пространственная ориентация, слепые школьники, слабовидящие школьники, сенсорные методики, тактильные технологии, аудиальные технологии.
Формирование пространственной ориентации у слепых и слабовидящих школьников является одной из важнейших задач в образовательном процессе. Умение ориентироваться в пространстве, передвигаться самостоятельно и безопасно, адаптироваться к изменяющимся условиям окружения — все это необходимые навыки для успешной социализации и развития независимости у детей с нарушениями зрения. Методы, направленные на формирование этих навыков, должны учитывать особенности сенсорного восприятия, развивая у школьников способность к использованию альтернативных каналов восприятия для замены или компенсации зрительных функций.
Одним из наиболее эффективных методов формирования пространственной ориентации является использование тактильных методик. Тактильные ощущения играют ключевую роль в освоении пространства для детей с нарушениями зрения. Специально разработанные тактильные карты, модели зданий, схемы классов и маршрутов помогают детям развивать представления о пространстве и его элементах. Например, при изучении плана школы или местности дети могут на ощупь ознакомиться с рельефными схемами, где обозначены все ключевые объекты и пути передвижения. Использование тактильных материалов способствует развитию тактильной чувствительности и пространственного мышления, что важно для успешного передвижения в реальных условиях.
Важную роль в обучении детей с нарушениями зрения играют аудиальные методики. Звук становится одним из главных ориентиров для таких школьников, помогая им воспринимать окружающее пространство и ориентироваться в нем. Развитие навыков ориентирования по звуку требует использования специальных упражнений, таких как тренировки на определение источника звука, его направления и расстояния до него. Дети могут учиться различать звуки транспорта, шаги людей, эхо в помещении и другие звуковые сигналы, которые помогают им формировать более точные представления о пространстве.
Специальные тренировки с аудиальными технологиями, такие как использование звуковых маяков и ультразвуковых датчиков, также играют важную роль в формировании навыков пространственной ориентации. Звуковые маяки используются в помещениях для обозначения важных объектов, например, дверей или лестниц, что помогает школьникам легче ориентироваться. Ультразвуковые устройства помогают определять препятствия на пути движения, сигнализируя звуком, когда объект находится слишком близко. Эти технологии значительно облегчают самостоятельное передвижение и делают его более безопасным.
Для успешного формирования пространственной ориентации у слепых и слабовидящих школьников важно также развивать их моторные навыки. Специальные упражнения на координацию движений, равновесие и развитие крупной моторики помогают детям лучше осознавать своё тело и его положение в пространстве. Использование упражнений, связанных с ориентировкой на ощупь, таких как исследование помещений или объектов руками, выполнение заданий по передвижению по определенным маршрутам с закрытыми глазами, способствует более точному восприятию пространства и улучшению навыков передвижения.
Важной составляющей обучения является использование белой трости. Этот инструмент помогает слепым детям ориентироваться в пространстве, определять наличие препятствий и расстояние до объектов. Обучение использованию трости включает в себя развитие навыков тактильного восприятия поверхности, понимания изменений в высоте и текстуре пола, а также способности предсказывать изменения в окружающем пространстве. Белая трость становится продолжением тела школьника, помогая ему чувствовать пространство и безопасно перемещаться как внутри здания, так и на улице.
Другим методом формирования пространственной ориентации является метод маршрутов. Учащихся обучают запоминанию и повторению заранее установленных маршрутов внутри школы или вблизи неё. Дети учатся запоминать ориентиры, такие как углы коридоров, двери, лестницы, и соотносить их с определенными действиями, например, поворотами, остановками или изменением скорости передвижения. Педагоги и специалисты разрабатывают простые маршруты, которые со временем усложняются, что помогает детям постепенно осваивать все более сложные пространства.
Тренировки по пространственной ориентации не могут быть успешными без постоянного развития навыков слухового и тактильного восприятия в реальных условиях. Регулярные прогулки с педагогами, тренировки на открытых пространствах, взаимодействие с различными типами поверхностей и материалов способствуют развитию уверенности в движениях и расширению представлений о пространстве. Это помогает детям чувствовать себя комфортно и безопасно как внутри помещений, так и на улице.
Одним из ключевых методов является создание поддерживающей образовательной среды. В школах для слепых и слабовидящих школьников особое внимание уделяется созданию безопасного и удобного пространства для перемещения. Тактильные дорожки, рельефные указатели и звуковые системы ориентации играют важную роль в облегчении самостоятельного передвижения. Важно, чтобы все предметы и оборудование в помещениях были расположены так, чтобы школьники могли легко их находить и безопасно использовать.
На основании проведенной работы можно предположить, что формирование пространственной ориентации у слепых и слабовидящих школьников требует комплексного подхода, включающего тактильные, аудиальные и моторные методики, а также использование специальных технологий, таких как белая трость и звуковые устройства. Обучение должно быть направлено на развитие сенсорного восприятия и уверенности в своих способностях, чтобы дети могли успешно ориентироваться в пространстве и безопасно передвигаться. Комплексный подход к обучению позволяет школьникам с нарушениями зрения стать более независимыми и уверенными в своих силах, что является важной частью их социальной адаптации.
Список литературы
Бахмудкадиева Д. Б., Маллаев Д. М. Формирование элементарных пространственных представлений у слепых и слабовидящих школьников // Известия ДГПУ, №2, 2015. – 4 с.
Болдинова, О.Г. Методика развития пространственного ориентирования и мобильности детей с нарушениями зрения различных возрастных групп: методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / О.Г. Болдинова, Е.А. Иванова, Н.Ф. Маркова, С.Л. Антонова, В.М. Скляднева - М.: ФГБНУ ИКП РАО, 2022. - 73 с.
Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие / Под ред. В.З. Денискиной. М. 2015. 308 с.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×