Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности учебной мотивации слабовидящих подростков, обучающихся в условиях инклюзии. Работа №69220

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности учебной мотивации слабовидящих подростков, обучающихся в условиях инклюзии
Работа:
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Фурсина Елена Владимировна, учитель
ГБОУ ЛНР "Республиканский учебно-реабилитационный центр"
Аннотация. В статье рассматриваются особенности учебной мотивации слабовидящих подростков, обучающихся в условиях инклюзивного образования. Описываются факторы, влияющие на формирование мотивации, такие как эмоциональное состояние, уровень адаптации, социальные взаимодействия и самооценка. Подчеркивается значимость индивидуализированного подхода и создания поддерживающей среды для успешного учебного процесса.
Ключевые слова: учебная мотивация, слабовидящие подростки, инклюзивное образование, адаптация, самооценка, индивидуальный подход.
Учебная мотивация является ключевым фактором успешного обучения школьников, особенно когда речь идет о подростках с особыми образовательными потребностями, такими как слабовидящие учащиеся. В условиях инклюзивного образования, когда дети с различными нарушениями учатся вместе со своими сверстниками без нарушений, мотивация слабовидящих подростков приобретает особую значимость. Эффективная организация учебного процесса требует учёта как психологических, так и физиологических особенностей детей, их потребностей и возможностей.
Одна из важных особенностей мотивации слабовидящих подростков заключается в их адаптации к учебной среде. В условиях инклюзии подростки с нарушениями зрения могут сталкиваться с рядом трудностей, связанных с визуальным восприятием учебного материала, пространственной ориентацией в классе и взаимодействием с одноклассниками. Эти трудности могут снижать их уверенность в своих силах и вызывать чувство отстранённости, что негативно сказывается на учебной мотивации. Успешная адаптация во многом зависит от создания комфортной и поддерживающей образовательной среды, в которой подростки будут чувствовать себя равноправными участниками учебного процесса.
Одним из факторов, влияющих на учебную мотивацию слабовидящих подростков, является их самооценка. Подростки с нарушениями зрения часто могут испытывать чувство неполноценности по сравнению со зрячими сверстниками. Они могут сомневаться в своих возможностях, ощущать затруднения в освоении учебного материала и из-за этого избегать активного участия в уроках. Для поддержания положительной мотивации необходимо создавать ситуации успеха, где слабовидящие подростки смогут проявить свои сильные стороны, получить признание за свои достижения и чувствовать себя успешными.
Социальные взаимодействия с одноклассниками также играют важную роль в формировании учебной мотивации у слабовидящих подростков. Поддержка со стороны сверстников может существенно улучшить их отношение к учёбе и повысить уверенность в себе. Однако в инклюзивных классах могут возникать ситуации социальной изоляции, когда слабовидящие подростки чувствуют себя исключенными из общения или сталкиваются с недопониманием со стороны сверстников. Это приводит к снижению мотивации и отсутствию желания учиться. Поэтому важно, чтобы педагоги активно развивали культуру поддержки и взаимопомощи в классе, обучая детей толерантности и уважению к особенностям каждого ученика.
Эмоциональное состояние слабовидящих подростков также влияет на их учебную мотивацию. Постоянное чувство усталости, вызванное напряжением зрения при выполнении заданий, а также эмоциональное напряжение, связанное с адаптацией к учебному процессу, могут снижать их интерес к обучению. Педагогам необходимо учитывать эти факторы и адаптировать учебную нагрузку, предоставлять больше времени на выполнение заданий и использовать технологии, облегчающие восприятие учебного материала, такие как увеличительные экраны или аудиозаписи.
Использование современных технологий может стать важным мотивирующим фактором для слабовидящих подростков. Технологические средства, такие как электронные учебники, программы для преобразования текста в речь, брайлевские дисплеи и тактильные пособия, помогают подросткам с нарушением зрения эффективно осваивать учебный материал. Когда подростки чувствуют, что могут полноценно участвовать в образовательном процессе благодаря доступным им инструментам, их учебная мотивация значительно возрастает.
Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого слабовидящего подростка при выборе методов обучения. Индивидуализированный подход, основанный на учёте уровня зрения, когнитивных способностей, психологического состояния и особенностей восприятия учебного материала, позволяет создать оптимальные условия для успешного обучения. Учитель должен внимательно следить за реакцией подростка на задания, адаптировать темп уроков и предлагать различные формы представления материала, чтобы поддерживать интерес к учёбе.
Не менее важным фактором является участие семьи в процессе обучения. Родители слабовидящих подростков должны быть активно вовлечены в образовательный процесс, поддерживать своих детей и сотрудничать с учителями для создания условий, способствующих развитию учебной мотивации. Семейная поддержка играет ключевую роль в формировании уверенности подростков в своих силах и желании учиться.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что учебная мотивация слабовидящих подростков в условиях инклюзии формируется под воздействием ряда факторов, включая адаптацию к учебной среде, социальные взаимодействия, эмоциональное состояние и самооценку. Для эффективного формирования мотивации необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, создавать поддерживающую и инклюзивную образовательную среду, а также активно использовать современные технологии, облегчающие учебный процесс. Учителя и родители играют важную роль в создании условий, которые помогут слабовидящим подросткам чувствовать себя успешными и мотивированными к обучению.
Список литературы
Абдуллаева М. С., Маллаев Д. М. Формирование положительных взаимоотношений у слепых и слабовидящих детей с нормальновидящими сверстниками в инклюзивном игровом пространстве // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 31-36.
Савченко, Е. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей совместно со зрячими детьми. Инклюзия в образовании / Е. Н. Савченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 283-285.
Хохлова А.О.Особенности учебной мотивации слабовидящих подростков, обучающихся в условиях инклюзии // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×