Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Адаптация учебных материалов для детей с нарушениями зрения: работа с учебниками и пособиями. Работа №69221

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Адаптация учебных материалов для детей с нарушениями зрения: работа с учебниками и пособиями
Работа:
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ: РАБОТА С УЧЕБНИКАМИ И ПОСОБИЯМИ
Фурсина Елена Владимировна, учитель
ГБОУ ЛНР "Республиканский учебно-реабилитационный центр"
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к адаптации учебных материалов для детей с нарушениями зрения. Описываются методы, направленные на создание доступных учебников и пособий, использование шрифта Брайля, аудиоматериалов и цифровых технологий. Подчеркивается значимость комплексного подхода к адаптации материалов для обеспечения равных возможностей в обучении и успешного усвоения учебной программы.
Ключевые слова: адаптация учебных материалов, нарушения зрения, шрифт Брайля, аудиоматериалы, цифровые технологии, доступное обучение.
Образование детей с нарушениями зрения требует создания специальных условий для восприятия и усвоения учебных материалов. Адаптация учебников и пособий — один из ключевых аспектов обеспечения доступности обучения для таких детей. Без грамотной адаптации учебные материалы могут стать недоступными для учащихся с нарушением зрения, что существенно затрудняет их образовательный процесс и снижает мотивацию к учёбе. В связи с этим разработка и использование специальных методик для работы с учебными материалами являются важнейшими задачами педагогов и специалистов.
Одним из важнейших инструментов адаптации учебных материалов для слепых учащихся является использование шрифта Брайля. Шрифт Брайля предоставляет детям с полным или значительным нарушением зрения возможность освоить учебный материал через осязание. Учебники, напечатанные с использованием этого шрифта, позволяют детям читать тексты и выполнять задания самостоятельно. Важно, чтобы такие учебные материалы включали не только тексты, но и схемы, таблицы, формулы, адаптированные для восприятия на ощупь. Для этого используются рельефные графики и изображения, помогающие детям "видеть" информацию через тактильные ощущения.
Однако издание учебников и пособий шрифтом Брайля имеет свои сложности. Во-первых, такие учебники требуют большего объема, так как шрифт Брайля занимает больше места, чем обычный печатный текст. Во-вторых, не все материалы могут быть легко адаптированы в рельефной форме, что требует от педагогов творческого подхода к их представлению. Несмотря на эти сложности, шрифт Брайля остается одним из наиболее эффективных инструментов для обучения слепых детей.
Для слабовидящих детей, которые сохраняют остаточное зрение, адаптация учебных материалов может включать использование увеличенных шрифтов и контрастных цветов. Увеличенные учебники позволяют таким детям лучше видеть текст и графические элементы. Это особенно важно при работе с детализированными картами, схемами и иллюстрациями. Учебники с ярким контрастом между фоном и текстом облегчают чтение, снижая нагрузку на зрение и помогая учащимся дольше сохранять концентрацию.
Кроме того, цифровые технологии открывают новые возможности для адаптации учебных материалов. Электронные учебники с возможностью увеличения шрифта и изменения контрастности экрана позволяют учащимся с нарушениями зрения настраивать отображение текста под свои потребности. Специальные программы для чтения с экрана, которые озвучивают текст, также становятся незаменимыми инструментами для таких детей. Программы для преобразования текста в речь помогают слепым и слабовидящим учащимся получать информацию через слух, что особенно важно при работе с большими объемами текста.
Аудиоматериалы — ещё один важный инструмент для адаптации учебных пособий. Аудиокниги, записи лекций и учебных текстов позволяют детям с нарушением зрения воспринимать учебный материал через слуховое восприятие. Это не только облегчает процесс усвоения информации, но и позволяет детям работать с материалами в любом удобном для них месте и в любое время. Аудиоуроки могут быть организованы так, чтобы дети могли остановить запись, сделать пометки и повторить важные моменты, что помогает улучшить восприятие материала.
Для успешной работы с адаптированными учебниками и пособиями важно также уделять внимание развитию у детей навыков самостоятельного использования этих материалов. Педагоги должны обучать детей работать с шрифтом Брайля, увеличенными текстами и аудиоматериалами, развивая у них навыки самоорганизации и самостоятельного поиска информации. Кроме того, дети должны учиться пользоваться цифровыми инструментами для увеличения текста, преобразования речи в текст и работы с электронными учебниками.
Комплексный подход к адаптации учебных материалов также включает разработку специальных дидактических материалов, таких как тактильные карты, рельефные изображения, модели и схемы, которые помогают детям с нарушением зрения лучше понимать абстрактные и пространственные концепции. Например, тактильные карты могут использоваться на уроках географии, а рельефные модели атомов и молекул — на уроках химии. Эти материалы позволяют детям "прикоснуться" к предмету изучения и лучше понять его структуру и свойства.
Адаптация учебных материалов требует тесного сотрудничества педагогов, специалистов по коррекционному обучению и родителей. Важно, чтобы все участники процесса образования были вовлечены в разработку и использование адаптированных материалов, чтобы обеспечить ребёнку максимальную поддержку в обучении. Родители могут помогать детям в освоении новых учебных пособий, а педагоги — разрабатывать методы, которые будут наиболее эффективны для каждого конкретного ребёнка.
Подводя итог, можно сказать, что адаптация учебных материалов для детей с нарушениями зрения является важной составляющей инклюзивного образования. Использование шрифта Брайля, увеличенных текстов, аудиоматериалов и цифровых технологий делает учебные материалы доступными для детей с различными нарушениями зрения и позволяет им успешно осваивать учебную программу. Комплексный подход к адаптации учебников и пособий обеспечивает не только доступ к информации, но и развитие самостоятельности, уверенности в своих силах и успешной социализации в школьной среде.
Список литературы
Адаптация и издание учебных материалов по системе Брайля/обучение языку: методические рекомендации/ Г.А.Абаева, И.Т.Жангельдина. – Алматы: ННПЦКП, 2016. – 38 с.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации/ Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2018. 92 с.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×