ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА
Нугайгулова Дина Игоревна, учитель русского языка и литературы
МБОУ" Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Бологое
Аннотация. В статье рассматривается использование методики «перевернутого класса» на уроках русского языка и литературы. Обсуждаются преимущества этого подхода для формирования активного и осмысленного учебного процесса, развитие навыков самостоятельного изучения материала и творческой работы. В статье приводятся примеры использования «перевернутого класса» на различных этапах изучения литературы и русского языка. Также описаны трудности, с которыми могут столкнуться педагоги, и возможные способы их преодоления.
Ключевые слова: перевернутый класс, русский язык, литература, педагогика, самостоятельная работа, цифровые технологии.
Современные образовательные технологии стремительно меняются, предлагая новые способы взаимодействия с учебным материалом. Одной из таких методик является «перевернутый класс» (flipped classroom), который всё чаще используется в образовательных учреждениях. Суть этой методики заключается в том, что учащиеся изучают теоретический материал дома, а время урока отводится на практическую и проектную деятельность. Данная статья посвящена вопросам использования метода «перевернутого класса» для преподавания русского языка и литературы. Применение этой методики даёт возможность сделать процесс обучения более интерактивным и продуктивным.
Методика «перевернутого класса» позволяет ученикам активно участвовать в учебном процессе, способствует формированию самостоятельности и ответственности за обучение. В отличие от традиционного подхода, когда учитель на уроке даёт новую информацию, при «перевернутом классе» ученики получают основные знания дома через видеоматериалы, тексты и онлайн-курсы. Это даёт возможность более эффективно использовать время на уроке для обсуждения сложных тем, выполнения практических заданий и анализа произведений литературы.
Ученики приходят на урок, уже ознакомившись с теоретическим материалом, что позволяет им сразу приступить к обсуждению и практическим заданиям.
Интерактивные элементы, такие как видеоуроки или онлайн-тесты, привлекают внимание учеников и делают процесс обучения более интересным.
Ученики могут изучать материал в своём темпе, возвращаясь к сложным моментам и пропуская то, что уже понятно.
Работа с литературными произведениями требует глубокой рефлексии, и методика «перевернутого класса» помогает ученикам развивать аналитические способности.
В рамках преподавания литературы «перевернутый класс» может быть особенно полезен при анализе произведений. Например, обучающиеся могут заранее ознакомиться с содержанием произведения через видеолекции или электронные учебники, а на уроке сосредоточиться на обсуждении и анализе ключевых тем, характеров героев и литературных приемов.
Ученикам можно предложить заранее прочитать отрывки из произведения, посмотреть видеоанализ, а также пройти тесты, чтобы проверить понимание основного сюжета. На уроке преподаватель может организовать дискуссию, где учащиеся смогут обсудить свои впечатления от прочитанного, задавать вопросы и вместе разбирать более сложные аспекты текста.
Дополнительно к основному тексту, учащиеся могут изучать критические статьи или биографии авторов. Это позволяет им глубже понять контекст произведения и на уроке участвовать в обсуждении с подготовленными аргументами. Такой подход развивает у учеников способность критически мыслить и выражать свои мысли.
Уроки литературы могут включать в себя и проектные работы, такие как создание собственных литературных произведений, подготовка эссе или разработка презентаций на основе изученных тем. Это помогает закрепить материал и развить творческие способности.
На уроках русского языка метод «перевернутого класса» также может быть использован для более эффективного освоения грамматики и орфографии. Знания, которые ученики получают через видеоуроки и тесты дома, на уроке могут быть применены в практических заданиях и упражнениях.
Ученикам предлагается изучить заранее теоретический материал по темам орфографии или пунктуации с помощью видеоуроков или интерактивных упражнений. На уроке же они могут практиковать использование правил в письменных заданиях, задавать вопросы учителю по трудным моментам и обсуждать варианты решений.
На занятиях можно использовать групповые задания, когда учащиеся совместно решают грамматические задачи или исправляют ошибки в текстах. Это способствует взаимодействию между учащимися и развитию навыков совместной работы.
Метод «перевернутого класса» позволяет уделять больше времени творческим заданиям, таким как написание эссе, сочинений или литературных диктантов. Школьники могут подготовить предварительные черновики дома и работать над ними на уроке с поддержкой учителя.
Несмотря на многочисленные преимущества метода «перевернутого класса», существует ряд трудностей, с которыми могут столкнуться учителя при его внедрении. Во-первых, необходимо наличие устойчивого доступа к интернету и технических средств как у учителей, так и у учеников. Во-вторых, метод требует высокой степени самостоятельности от учеников, что может быть проблемой для тех, кто не привык к такой форме обучения.
Также важно учитывать, что не все ученики обладают одинаковыми техническими возможностями, и это может стать препятствием для полноценного выполнения домашних заданий. Учителю важно предоставлять альтернативные способы получения информации для тех, кто не имеет доступа к необходимым ресурсам.
Так, методика «перевернутого класса» открывает новые возможности для преподавания русского языка и литературы. Она позволяет использовать уроки более продуктивно, углубляя знания учащихся и развивая у них навыки самостоятельной работы и критического мышления. Применение этого метода делает процесс обучения более гибким и мотивирующим, создавая условия для активного участия школьников в образовательном процессе.
Список литературы
Болгова, В. В. Использование инновационной технологии «Перевёрнутый класс» как компонента ФГОС на уроках английского языка / В. В. Болгова // Наука и образование: Новое Время. Научно-методический журнал.
–
2017
.
Исупова, Н. И. Геймификация учебного процесса с использованием технологии «перевернутый класс» / Н. И. Исупова, Т. Н. Суворова // Перспективы Науки и Образования. - 2019 - №5 (41). - С. 413-427. - [Электронный ресурс]. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41266932
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат