Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методики подготовки и проведения уроков с элементами проектной и исследовательской деятельности. Работа №69290

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методики подготовки и проведения уроков с элементами проектной и исследовательской деятельности
Работа:

МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Нугайгулова Дина Игоревна, учитель русского языка и литературы

МБОУ" Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Бологое

 

Аннотация. В статье рассматриваются методики подготовки и проведения уроков с элементами проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Особое внимание уделяется интеграции проектных методов в традиционную учебную программу и анализу их влияния на развитие критического мышления, творческих способностей и углубление знаний учащихся. Описаны основные этапы разработки проектов, а также практические рекомендации для учителей по их применению на уроках.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, урок русского языка, урок литературы, критическое мышление, творчество, педагогика.

 

Современная школа ориентируется не только на передачу знаний, но и на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, критического мышления и творчества. Одним из эффективных методов для достижения этих целей является проектная и исследовательская деятельность. Уроки с элементами таких методов способствуют более глубокому усвоению материала, развивают исследовательские навыки и готовят учащихся к жизни в обществе, где умение работать с информацией, анализировать и находить нестандартные решения становится всё более востребованным.

Проектная деятельность — это форма организации учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно или в группах разрабатывают и реализуют проект на заданную тему. Исследования предполагают выполнение учащимися работы, направленной на решение конкретной исследовательской задачи с использованием научных методов. Эти формы работы предполагают активное включение ученика в процесс обучения, что делает их эффективными для развития не только академических знаний, но и социальных и творческих навыков.

Проектные методы способствуют тому, что ученики осознают значимость изучаемого материала, так как знания применяются в реальных ситуациях. Школьники учатся самостоятельно планировать свои действия, искать информацию, анализировать её и делать выводы. Проектная и исследовательская деятельность развивает у детей критическое мышление, учит ставить вопросы и искать на них ответы, а также помогает работать в команде.

Учитель выступает в роли наставника, который направляет учеников, помогает с выбором темы, даёт рекомендации по организации работы и поддерживает мотивацию. Важно помнить, что успешная проектная работа требует времени и подготовленности со стороны учащихся, поэтому уроки с элементами проектной деятельности необходимо планировать заранее и учитывать этапы работы.

Процесс подготовки уроков с элементами проектной и исследовательской деятельности включает несколько ключевых этапов, которые важно соблюдать для достижения положительных результатов.

На начальном этапе важно выбрать тему, которая будет актуальна и интересна для учащихся, а также соответствовать учебным целям. Темы могут быть как предметными, связанными с конкретными литературными произведениями или разделами грамматики, так и междисциплинарными. Например, проект на тему "Образ героя в русской литературе" может включать анализ произведений разных авторов, а проект "Эволюция русского языка" — исторический анализ изменений в языке.

Планирование — важнейшая часть проектной деятельности. Учитель вместе с учащимися разрабатывает план работы, определяет основные этапы, методы исследования и необходимые ресурсы. Важно распределить роли внутри группы (если проект коллективный) и назначить конкретные задачи каждому участнику.

На этом этапе обучающиеся приступают к выполнению поставленных задач. Важно, чтобы педагог обеспечил необходимую поддержку, помогал с источниками информации, давал рекомендации по структуре работы. Исследовательская деятельность включает сбор информации, её анализ и систематизацию.

Завершающим этапом является представление результатов работы. Учащиеся готовят презентации, доклады или творческие работы, в которых демонстрируют результаты своего проекта. Важно предусмотреть возможность обсуждения и оценки, чтобы ученики могли получить обратную связь от учителя и одноклассников.

Проектная деятельность может быть эффективно использована как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Важной частью работы является выбор тем, которые будут соответствовать интересам и уровню учеников.

На уроках русского языка проектная деятельность может включать исследование грамматических явлений, создание пособий для младших школьников по орфографии или разработку материалов по культуре речи. Например, проект "Стили русского языка в повседневной жизни" может включать анализ рекламных текстов, газетных статей и научных публикаций с целью изучения особенностей использования различных стилистических приёмов.

На занятиях по литературе проекты могут быть связаны с анализом произведений, сравнением творчества разных авторов или созданием собственных литературных текстов. Например, проект "Анализ поэтики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова" может включать сравнительное исследование творчества двух поэтов с представлением выводов в форме эссе или презентации.

Проектные и исследовательские методы развивают у учащихся самостоятельность, творческое мышление, умение работать в команде и навыки исследовательской работы. Они делают уроки более интересными и вовлекающими, а также способствуют формированию у учеников устойчивого интереса к предметам.

Таким образом, применение проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы — это эффективный способ углубления знаний, развития критического мышления и повышения интереса обучающихся к предмету. Учитель, используя данные методы, способствует формированию у школьников навыков, которые пригодятся им не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

 

Список литературы

Давыдова-Мартынова, Е.И. Возможности современной школы: проектно-исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций / Е.И. Давыдова-Мартынова, М.О.

Зюзюкова

// Открытое образование. – 2016. – . – № 5. – С. 61-67.

Захарова, Е.А. Учебный физический эксперимент как средство формирования проектно-исследовательских компетенций, обучающихся / Е.А. Захарова, П.В. Зуев // Учебная физика. – 2017. – . – № 2. – С. 62-66.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×