Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование методики развития критического мышления у дошкольников в рамках образовательного процесса. Работа №69300

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование методики развития критического мышления у дошкольников в рамках образовательного процесса
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Ангеловская Татьяна Георгиевна, воспитатель

МАДОУ Детский сад № 56 "Колибри"

г. Балашиха

Аннотация. Статья посвящена методике развития критического мышления у дошкольников в рамках образовательного процесса. Рассматриваются основные принципы и методы, которые способствуют формированию у детей способности к анализу, оценке информации и принятию обоснованных решений. Описываются практические подходы и упражнения, которые можно использовать в повседневной деятельности дошкольного учреждения для стимулирования критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, дошкольники, образовательный процесс, методики, развитие когнитивных навыков, педагогические подходы.

Критическое мышление — это способность анализировать, оценивать информацию и принимать обоснованные решения. Важность развития критического мышления у детей дошкольного возраста не вызывает сомнений, поскольку оно служит основой для более сложных когнитивных навыков в будущем. На этом раннем этапе жизни формируются базовые навыки, которые способствуют успешному обучению и адаптации в различных жизненных ситуациях. Воспитатели играют ключевую роль в создании условий, способствующих развитию этих навыков.

Критическое мышление включает в себя несколько ключевых компонентов, таких как умение анализировать информацию, делать выводы, ставить вопросы и искать доказательства. Для дошкольников это означает развитие способности оценивать и интерпретировать информацию, выявлять и исправлять ошибки, решать проблемы с учётом различных точек зрения, применять логические рассуждения для принятия решений.

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста способствует не только академическим успехам, но и формированию уверенности в собственных силах, самостоятельности и способности к решению задач.

Одним из ключевых принципов является активное вовлечение детей в процесс познания. Дошкольники должны быть не только слушателями, но и участниками обсуждений и анализа. Важно задавать открытые вопросы, которые стимулируют детей к размышлениям и обсуждениям. Примеры вопросов: "Почему ты думаешь, что так произошло?" или "Какой вариант решения проблемы тебе кажется лучшим и почему?".

Любознательность является важным компонентом критического мышления. Создание условий для самостоятельного исследования и экспериментов позволяет детям развивать аналитические навыки. Воспитатель может предложить им проводить простые эксперименты, разгадывать загадки или решать головоломки, что стимулирует их интерес и вовлечённость.

Обсуждение результатов деятельности и рефлексия способствуют развитию критического мышления. После выполнения заданий или проведения экспериментов важно проводить обсуждение, где дети могут высказать своё мнение, оценить свои действия и понять, как можно улучшить результаты.

Игры, в которых дошкольники должны отвечать на открытые вопросы, способствуют развитию их аналитических способностей. Например, можно предложить детям рассмотреть изображения и ответить на вопросы, такие как "Что бы произошло, если бы...?" или "Как ты думаешь, почему это случилось?". Такие вопросы стимулируют детей к глубокому размышлению и обсуждению.

Проектная деятельность, включающая исследование и решение задач, способствует развитию критического мышления. Например, можно организовать проект по созданию мини-садика, где дети будут планировать, что и где посадить, какие условия нужны для роста растений, и как ухаживать за ними. В ходе работы дети будут анализировать информацию, делать выводы и принимать решения.

Ролевые игры и симуляции дают воспитанникам детских садов возможность проигрывать различные социальные ситуации, что способствует развитию навыков анализа и оценки. Например, можно организовать игру "Магазин", где дети будут выступать в роли покупателей и продавцов, решать, что покупать, как вести переговоры и управлять ресурсами.

Чтение книг и обсуждение их содержания помогает дошкольникам развивать критическое мышление. Воспитатель может задавать вопросы о персонажах, сюжете и моральных уроках книги, побуждая детей анализировать и обсуждать прочитанное. Это помогает развивать навыки анализа, интерпретации и аргументации.

Роль воспитателя в развитии критического мышления у дошкольников состоит в создании и поддержке среды, стимулирующей аналитическое и критическое восприятие информации. Он должен, создавать ситуации, способствующие активному познанию и исследованию; задавать открытые вопросы и поддерживать обсуждения: предоставлять детям возможность для самостоятельных решений и действий: поддерживать и направлять детей в процессе анализа и оценки информации.

Так, использование методики развития критического мышления у дошкольников в рамках образовательного процесса способствует формированию у детей важных когнитивных навыков, таких как анализ, оценка и принятие решений. Применение практических методов, таких как игры с открытыми вопросами, проектная деятельность, ролевые игры и работа с книгами, помогает детям развивать эти навыки в игровой и увлекательной форме. Воспитатель играет ключевую роль в создании условий для критического мышления, направляя детей и поддерживая их в процессе познания.

Список литературы

Гасанбекова

В.З. Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/21/konsultatsiya-dlya-vospitateleytehnologiya-kriticheskogo-myshleniya

Мартынова А. И. "Методы развития критического мышления у детей дошкольного возраста". СПб.: Питер, 2020.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×