Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методика проведения лабораторного практикума в классах с углубленным изучением физики. Работа №69321

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методика проведения лабораторного практикума в классах с углубленным изучением физики
Работа:

Методика проведения лабораторного практикума в классах с углубленным изучением физики

 

Воронина Татьяна Владимировна, учитель физики

МКОУ СОШ № 1 г. Острогожска Воронежской области

 

Аннотация.    Данная статья посвящена методическим аспектам организации лабораторных практикумов в классах с углубленным изучением физики. Рассматриваются принципы планирования, выбора оборудования и разработки заданий, способствующих активному вовлечению учеников в процесс исследования. Автор акцентирует внимание на необходимости формирования у учащихся навыков самостоятельной работы и критического мышления.

Ключевые слова:    лабораторный практикум, методика, углубленное изучение, оборудование, самостоятельная работа, исследование, критическое мышление.

 

Лабораторный практикум является важной частью обучения физике, особенно для учащихся, изучающих предмет углубленно. В условиях класса с повышенным уровнем изучения физики такой практикум должен быть организован так, чтобы максимально развивать исследовательские навыки учеников, способствовать их углубленному пониманию физических законов и явлений, а также формировать умение применять теоретические знания на практике. Методика проведения лабораторного практикума должна включать как традиционные, так и инновационные подходы, учитывая современные тренды в образовательном процессе.

Для начала, важно тщательно подготовить учебные занятия, составив конкретный план и структуру каждого лабораторного занятия. Это позволит ребятам заранее ознакомиться с целями эксперимента и задачами, которые они должны решить. Прежде всего, необходимо сформулировать основные инновационные моменты: от определения цели до формулирования гипотезы и методов исследования. Учащиеся должны знать, что их задача – не просто выполнить эксперимент, но и проанализировать полученные результаты, провести сравнение с теоретическими ожиданиями, а также представить свои выводы.

Одним из важных аспектов проведения лабораторного практикума является выбор оборудования и материалов, которые должны быть доступны и удобны для работы. Обучение в классе с углубленным изучением физики предполагает, что учащиеся будут работать с более сложными аппаратами и прибором, такими как осциллографы или спектроскопы. Это позволит не только повысить уровень интереса учащихся, но и сформировать важные навыки работы в научной среде. Следует обеспечить безопасные условия работы, обучить ребят обращению с техникой, последовательности действий при проведении эксперимента и основам обеспечения безопасности на уроках физики.

Что касается самих практических заданий, стоит обратить внимание на возможность реализации исследовательских проектов. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые работы, направленные на изучение различных физических явлений. Например, для изучения законов термодинамики можно предложить учащимся провести эксперименты по изменению давления и объема газа, вызванные изменениями температуры. При этом важно не только получить закономерности, но и умело интерпретировать результаты и делать выводы, опираясь на существующие теории. Использование проектного подхода будет способствовать развитию у учеников креативного мышления и навыков научного метода.

Технология "обратного проектирования" имеет большое значение: учащиеся могут выяснить, какие методы использовались учеными для открытия тех или иных физических законов. Это не только помогает объяснить причины или факторы, но и показывает, как физика тесно связана с историей науки. Важно привлекать учащихся к дискуссиям на тему эффективности тех или иных методов и подходов, осваивая таким образом навыки анализа и критического мышления.

Разнообразие форматов практикумов также играет важную роль. Наряду с традиционными лабораторными работами, можно вводить исследовательские проекты, различные формы групповой работы, а также игры и симуляции, которые активируют учащихся. Например, создать роль ученика, который выступает в роли физика, может осветить процесс научного открытия и проблемы, с которыми сталкивались ученые. Интеграция игровых элементов может сделать занятия менее формальными, улучшая тем самым общий уровень вовлеченности образовательного процесса.

Обсуждение результатов экспериментов, анализ ошибок и недостатков проведения опытов также может стать важной частью лабораторного практикума. Такой подход помогает создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и ответственного отношения к учебному процессу. Кроме того, это позволяет педагогам видеть, насколько глубоко ученики усвоили материал и как они могут его применять на практике.

Таким образом, методика проведения лабораторного практикума в классах с углубленным изучением физики должна основываться на принципах активного обучения, внедрении инновационных технологий и пауза на рефлексию. Учебные практикумы должны быть не просто набором экспериментов, а полноценной исследовательской деятельностью учащихся, которая будет способствовать развитию их навыков, мотивации и стремления к науке. Успех в проведении лабораторного практикума зависит, прежде всего, от способности учителя создать атмосферу, способствующую познавательной активности и интересу к предмету, а также от возможности саморазвития и самовыражения, что в конечном итоге приведет к формированию новой генерации образованных и любознательных специалистов в области физики.

 

Список литературы

Бражников М. А.,

Пурышева

Н. С. Становление практических методов обучения физике в России // Физическое образование в вузах. 2016. № 2. С. 16-38.

Тар

чевский

А.Е. Успешный практикум по физике // Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы, современные решения: Программа и материалы 19 Всероссийской научно-

практ

. конференции. Глазов: ГГПИ, 2014. С. 12-14.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×