Дата публикации:
09.09.2024
Автор:
Иванова Светлана Валериевна
Название работы:
Способы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературы
Работа:
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Иванова Светлана Валериевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей №14 Лидер г.о. Горловка, ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение играет важную роль в развитии критического мышления, способности к анализу и интерпретации текста. Описываются методики, которые способствуют улучшению навыков понимания текста, включая анализ ключевых элементов, работу с контекстом, вопросы по содержанию и ролевое взаимодействие. Особое внимание уделяется значению литературы в развитии смыслового чтения и осмысленному восприятию художественных произведений.
Ключевые слова: смысловое чтение, уроки литературы, анализ текста, критическое мышление, интерпретация, чтение с пониманием, развитие навыков чтения.
Смысловое чтение — это осмысленное, вдумчивое восприятие текста, при котором учащиеся не просто знакомятся с содержанием, но и глубоко анализируют прочитанное, выявляя ключевые идеи, смыслы, подтексты. На уроках литературы формирование этого навыка имеет особое значение, так как художественные произведения содержат многослойные смыслы, которые требуют внимательного отношения к языку, стилю и символике текста. Навыки смыслового чтения помогают учащимся не только лучше понимать литературные произведения, но и развивать аналитическое мышление, способность к аргументированной интерпретации и критическому анализу.
Одним из основных способов формирования навыков смыслового чтения является разбор ключевых элементов текста. Учитель может предложить учащимся выделять главные идеи, темы, мотивы, персонажей и их характеристики. Это помогает направить внимание школьников на важные аспекты произведения и учит их не упускать детали, которые могут оказаться значимыми для понимания текста в целом. Например, при изучении романа Льва Толстого "Война и мир" можно акцентировать внимание на теме внутреннего поиска героев и их взаимодействии с историческими событиями.
Еще одним эффективным методом является работа с контекстом, который включает исторический, культурный и биографический фон произведения. Для того чтобы учащиеся могли глубже осмыслить текст, необходимо познакомить их с историческими событиями и культурной средой, в которой был создан текст. Это может быть обсуждение эпохи, взглядов автора и их отражение в произведении. Работа с контекстом позволяет понять подтексты и скрытые смыслы, которые часто невозможно уловить при поверхностном прочтении. Например, при анализе произведений Достоевского важно обсудить философские и религиозные вопросы, которые лежат в основе его творчества.
Постановка вопросов по содержанию также является эффективным способом формирования навыков смыслового чтения. Вопросы должны быть направлены не только на проверку фактов, но и на стимулирование размышлений о подтексте и скрытых значениях. Учащиеся могут обсуждать вопросы вроде "Почему герой поступил так?" или "Какова символика этого действия?" Подобные вопросы способствуют развитию критического мышления и позволяют учащимся глубже погружаться в содержание текста. Важно, чтобы учитель поощрял учащихся искать неоднозначные ответы, показывая, что литературное произведение может быть интерпретировано с разных точек зрения.
Одним из методов, направленных на развитие смыслового чтения, является анализ художественных приемов и стиля автора. Понимание того, как автор использует язык, как строятся описания, как взаимодействуют между собой диалоги и монологи, помогает учащимся видеть более глубокие смыслы произведения. Например, анализ метафор, эпитетов, аллегорий и других художественных средств может показать, как автор раскрывает характеры героев или выражает свои идеи.
Ролевая работа с текстом — еще один способ углубленного анализа произведения. Этот метод заключается в том, что учащиеся читают текст от лица определенного персонажа или обсуждают текст с позиции героя. Такая работа развивает эмпатию, помогает погрузиться в мир персонажа и лучше понять его мотивацию и поступки. Например, учащиеся могут представить себя на месте Раскольникова и объяснить его внутренние конфликты в романе "Преступление и наказание".
Эффективным методом также является создание творческих работ по прочитанным произведениям. Учащиеся могут писать эссе, сочинения, а также создавать собственные версии завершения произведений, предлагать новые интерпретации или пересказы от лица различных персонажей. Это помогает учащимся глубже осмыслить прочитанное и развивает навыки аргументированной интерпретации текста.
Кроме того, важным элементом является коллективное обсуждение произведений в классе. Групповые дискуссии способствуют обмену мнениями, позволяют услышать разные интерпретации и подталкивают к дальнейшему размышлению о смыслах текста. Учащиеся учатся аргументированно высказывать свои мысли, поддерживать свои мнения примерами из текста и принимать во внимание взгляды других.
На основании проведенной работы можно предположить, что смысловое чтение является важнейшим навыком, который способствует всестороннему развитию личности учащихся. Оно помогает не только осмысленно воспринимать литературные произведения, но и развивает критическое мышление, умение анализировать и интерпретировать информацию. Применение разнообразных методов и подходов на уроках литературы позволяет сделать процесс изучения художественных текстов интересным, увлекательным и полезным для учащихся, формируя у них любовь к чтению и уважение к литературе.
Список литературы
Говейлер, Т. Ж. Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе / Т. Ж. Говейлер. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 385-388.
Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №5.
Леванова Л. В. Формирование навыков смыслового чтения как не необходимое условие развития метапредметных компетенций высококультурной личности. Методическая разработка // Волжск 2021. – 48 с.
Скачать работу
Иванова Светлана Валериевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей №14 Лидер г.о. Горловка, ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются способы формирования навыков смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение играет важную роль в развитии критического мышления, способности к анализу и интерпретации текста. Описываются методики, которые способствуют улучшению навыков понимания текста, включая анализ ключевых элементов, работу с контекстом, вопросы по содержанию и ролевое взаимодействие. Особое внимание уделяется значению литературы в развитии смыслового чтения и осмысленному восприятию художественных произведений.
Ключевые слова: смысловое чтение, уроки литературы, анализ текста, критическое мышление, интерпретация, чтение с пониманием, развитие навыков чтения.
Смысловое чтение — это осмысленное, вдумчивое восприятие текста, при котором учащиеся не просто знакомятся с содержанием, но и глубоко анализируют прочитанное, выявляя ключевые идеи, смыслы, подтексты. На уроках литературы формирование этого навыка имеет особое значение, так как художественные произведения содержат многослойные смыслы, которые требуют внимательного отношения к языку, стилю и символике текста. Навыки смыслового чтения помогают учащимся не только лучше понимать литературные произведения, но и развивать аналитическое мышление, способность к аргументированной интерпретации и критическому анализу.
Одним из основных способов формирования навыков смыслового чтения является разбор ключевых элементов текста. Учитель может предложить учащимся выделять главные идеи, темы, мотивы, персонажей и их характеристики. Это помогает направить внимание школьников на важные аспекты произведения и учит их не упускать детали, которые могут оказаться значимыми для понимания текста в целом. Например, при изучении романа Льва Толстого "Война и мир" можно акцентировать внимание на теме внутреннего поиска героев и их взаимодействии с историческими событиями.
Еще одним эффективным методом является работа с контекстом, который включает исторический, культурный и биографический фон произведения. Для того чтобы учащиеся могли глубже осмыслить текст, необходимо познакомить их с историческими событиями и культурной средой, в которой был создан текст. Это может быть обсуждение эпохи, взглядов автора и их отражение в произведении. Работа с контекстом позволяет понять подтексты и скрытые смыслы, которые часто невозможно уловить при поверхностном прочтении. Например, при анализе произведений Достоевского важно обсудить философские и религиозные вопросы, которые лежат в основе его творчества.
Постановка вопросов по содержанию также является эффективным способом формирования навыков смыслового чтения. Вопросы должны быть направлены не только на проверку фактов, но и на стимулирование размышлений о подтексте и скрытых значениях. Учащиеся могут обсуждать вопросы вроде "Почему герой поступил так?" или "Какова символика этого действия?" Подобные вопросы способствуют развитию критического мышления и позволяют учащимся глубже погружаться в содержание текста. Важно, чтобы учитель поощрял учащихся искать неоднозначные ответы, показывая, что литературное произведение может быть интерпретировано с разных точек зрения.
Одним из методов, направленных на развитие смыслового чтения, является анализ художественных приемов и стиля автора. Понимание того, как автор использует язык, как строятся описания, как взаимодействуют между собой диалоги и монологи, помогает учащимся видеть более глубокие смыслы произведения. Например, анализ метафор, эпитетов, аллегорий и других художественных средств может показать, как автор раскрывает характеры героев или выражает свои идеи.
Ролевая работа с текстом — еще один способ углубленного анализа произведения. Этот метод заключается в том, что учащиеся читают текст от лица определенного персонажа или обсуждают текст с позиции героя. Такая работа развивает эмпатию, помогает погрузиться в мир персонажа и лучше понять его мотивацию и поступки. Например, учащиеся могут представить себя на месте Раскольникова и объяснить его внутренние конфликты в романе "Преступление и наказание".
Эффективным методом также является создание творческих работ по прочитанным произведениям. Учащиеся могут писать эссе, сочинения, а также создавать собственные версии завершения произведений, предлагать новые интерпретации или пересказы от лица различных персонажей. Это помогает учащимся глубже осмыслить прочитанное и развивает навыки аргументированной интерпретации текста.
Кроме того, важным элементом является коллективное обсуждение произведений в классе. Групповые дискуссии способствуют обмену мнениями, позволяют услышать разные интерпретации и подталкивают к дальнейшему размышлению о смыслах текста. Учащиеся учатся аргументированно высказывать свои мысли, поддерживать свои мнения примерами из текста и принимать во внимание взгляды других.
На основании проведенной работы можно предположить, что смысловое чтение является важнейшим навыком, который способствует всестороннему развитию личности учащихся. Оно помогает не только осмысленно воспринимать литературные произведения, но и развивает критическое мышление, умение анализировать и интерпретировать информацию. Применение разнообразных методов и подходов на уроках литературы позволяет сделать процесс изучения художественных текстов интересным, увлекательным и полезным для учащихся, формируя у них любовь к чтению и уважение к литературе.
Список литературы
Говейлер, Т. Ж. Приемы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в основной школе / Т. Ж. Говейлер. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 385-388.
Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №5.
Леванова Л. В. Формирование навыков смыслового чтения как не необходимое условие развития метапредметных компетенций высококультурной личности. Методическая разработка // Волжск 2021. – 48 с.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств