Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции обучающихся. Работа №69376

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции обучающихся
Работа:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Иванова Светлана Валериевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей №14 Лидер г.о. Горловка, ДНР
Аннотация. В статье рассматривается использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования лингвистической компетенции обучающихся. Описываются различные активные методы, такие как дискуссии, ролевые игры, проекты, которые способствуют развитию языковых и коммуникативных навыков учащихся. Акцентируется внимание на их роли в формировании умений анализировать, интерпретировать тексты и использовать языковые знания на практике.
Ключевые слова: активные методы обучения, лингвистическая компетенция, русский язык, литература, ролевые игры, дискуссии, проектная деятельность, коммуникативные навыки.
Формирование лингвистической компетенции обучающихся является одной из основных задач современного образования. Лингвистическая компетенция включает в себя владение языковыми знаниями, умение применять их на практике, а также способность к коммуникативному взаимодействию. Важным инструментом для достижения этой цели является использование активных методов обучения, которые позволяют учащимся глубже осваивать учебный материал, развивают их аналитические и языковые способности, а также способствуют повышению мотивации к изучению русского языка и литературы.
Активные методы обучения предполагают вовлечение учащихся в процесс познания через взаимодействие, творчество и самостоятельную работу. Одним из наиболее эффективных методов является дискуссия, которая способствует развитию критического мышления, умения аргументированно выражать свою точку зрения и анализировать высказывания других. На уроках русского языка и литературы дискуссии можно проводить по вопросам интерпретации литературных произведений, грамматических явлений или анализа текстов. Дискуссии учат не только правильному использованию языка, но и его осмысленному восприятию.
Ролевые игры — еще один метод, который способствует формированию лингвистической компетенции. Учащиеся могут принимать на себя роли персонажей литературных произведений, что позволяет им глубже понять текст, развить языковые навыки и коммуникативные способности. Например, учащиеся могут разыгрывать сцены из классических произведений, вживаясь в образы героев и осмысливая их мотивы и действия. Ролевые игры стимулируют активное использование языка и развивают речевые навыки в живых ситуациях общения.
Не менее важным методом является проектная деятельность, которая предполагает самостоятельную работу учащихся над определенной темой. Проекты могут включать в себя написание сочинений, создание презентаций, исследовательскую деятельность, посвященную анализу литературных произведений или языковых феноменов. Например, учащиеся могут исследовать языковые особенности разных эпох, сравнивая произведения классиков и современных авторов, или подготовить проект на тему влияния заимствований на русский язык. Проектная деятельность помогает учащимся развивать самостоятельность, творческое мышление и умение работать с информацией, что является важной составляющей лингвистической компетенции.
Мозговой штурм — еще один активный метод, который помогает развивать языковые навыки. Он может использоваться для поиска идей по теме, обсуждения значений сложных литературных текстов или анализа проблемных языковых явлений. Мозговой штурм активизирует мыслительную деятельность учащихся, стимулирует поиск новых решений и учит их выражать свои мысли на русском языке.
Важным аспектом активных методов обучения является интерактивность, которая способствует повышению интереса к предмету. Например, учитель может использовать интерактивные доски, образовательные игры и мультимедийные презентации для анализа текстов и грамматических конструкций. Это позволяет учащимся вовлекаться в процесс обучения и активно участвовать в его организации. Взаимодействие с новыми технологиями не только помогает учащимся осваивать язык, но и развивает их цифровую грамотность, что особенно актуально в условиях современной информационной среды.
Активные методы обучения также предполагают работу в группах, что способствует развитию коллективного мышления и коммуникативных навыков. Работа в парах или небольших группах позволяет учащимся учиться взаимодействовать, обмениваться мнениями, корректировать ошибки друг друга и достигать общей цели. На уроках русского языка и литературы это может выражаться в групповых заданиях по анализу текста, совместной подготовке к выступлениям или обсуждению ключевых вопросов произведения.
Активное использование языка в различных формах деятельности помогает учащимся не только лучше усваивать теоретические знания, но и применять их на практике. Это развивает практическую компетентность, умение использовать язык в различных ситуациях — как в учебной, так и в повседневной жизни. Например, при подготовке докладов или презентаций учащиеся учатся структурировать текст, формулировать основные идеи и грамотно выражать их в письменной и устной форме.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что активные методы обучения играют ключевую роль в формировании лингвистической компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы. Они способствуют развитию языковых и коммуникативных навыков, помогают учащимся осваивать язык в живом взаимодействии, развивают аналитическое и критическое мышление. Использование дискуссий, ролевых игр, проектной деятельности и других активных методов помогает сделать процесс обучения более увлекательным, осмысленным и эффективным, что способствует успешному овладению языком и формированию культурной и коммуникативной компетенции.
Список литературы
Активные и интерактивные методы обучения: учеб. пособие / кол. авторов; Нижневартовский государственный университет. – Нижневартовск, 2014. – 155 с.
Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № 53. – 6 с.
Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [Ускова И. В., Шамчикова В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В. Усковой. – М.: ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2021. – 200 с.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×