Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Техники развития исследовательских навыков у учеников через изучение истории и обществознания". Работа №69384

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Техники развития исследовательских навыков у учеников через изучение истории и обществознания"
Работа:

ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У УЧЕНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 

Маликова Антонина Петровна, учитель истории и обществознания

ГБОУ ЛНР "Индустрианская основная школа"

 

Аннотация. В статье рассматриваются техники развития исследовательских навыков у учеников через изучение истории и обществознания. Описаны методы, направленные на формирование у школьников способности к самостоятельному исследованию, анализу источников и критическому осмыслению информации. Приведены примеры практических занятий и заданий, способствующих развитию исследовательских умений у учащихся.

Ключевые слова: исследовательские навыки, история, обществознание, анализ источников, критическое мышление, самостоятельная работа, школьное образование.

 

Развитие исследовательских навыков у школьников играет ключевую роль в образовательном процессе, особенно на уроках истории и обществознания. Эти дисциплины предлагают широкие возможности для вовлечения учащихся в активное исследование исторических и социальных процессов, что способствует формированию у них способности анализировать информацию, критически осмысливать данные и вырабатывать самостоятельные суждения. Применение специальных техник и методов помогает школьникам углубить свои знания, а также развить навыки, которые необходимы для успешного обучения и в дальнейшем в жизни.

Одной из важных техник развития исследовательских навыков является работа с первичными и вторичными историческими источниками. На уроках истории учащимся можно предложить анализировать документы, хроники, письма или архивные материалы, что позволяет им не только углубляться в исторический контекст, но и самостоятельно формировать выводы. Важно, чтобы ученики научились задавать критические вопросы к источникам: кто их автор, с какой целью они были созданы, как эти документы влияют на наше понимание исторического события. Например, учащиеся могут сравнивать письма участников гражданской войны, анализируя, как разные стороны описывали одно и то же событие.

Метод проектов является ещё одной важной техникой для развития исследовательских навыков. Проектная деятельность позволяет учащимся самостоятельно выбирать тему исследования, планировать работу, находить и анализировать источники информации, а затем представлять результаты своего исследования классу. Например, ученики могут выполнить исследовательский проект на тему «Роль женщин в различных революциях», где они будут изучать исторические документы, биографии и другие источники, чтобы сформировать целостное понимание роли женщин в разных исторических контекстах. Это помогает учащимся развивать навыки поиска информации, анализа и интерпретации данных.

Создание и защита исследовательских работ является ещё одним эффективным методом для развития исследовательских навыков. Учащиеся должны выбирать тему исследования, проводить сбор и анализ информации, а затем публично представлять свои выводы и защищать их перед одноклассниками. Этот процесс помогает школьникам развивать умение аргументировать свою позицию, защищать свои выводы и критически оценивать мнение других. Например, исследовательская работа по теме «Влияние колонизации на экономику колоний» может включать анализ статистических данных и документов, чтобы учащиеся могли оценить экономические последствия колонизации в различных странах.

Ролевые игры и моделирование исторических процессов также способствуют развитию исследовательских навыков. В ходе моделирования учащиеся могут «прожить» исторические события и принимать решения на основе анализа реальных данных. Например, ученикам можно предложить смоделировать работу Версальской конференции, где они будут представлять интересы разных стран и на основе анализа исторических документов формулировать свои предложения по итогам конференции. Это позволяет учащимся развивать аналитические способности и учиться принимать решения на основе исследований и данных.

Использование интерактивных методов, таких как исторические и социальные кейсы, также помогает учащимся развивать исследовательские навыки. Кейсовый метод предполагает решение практических задач, основанных на реальных исторических или социальных ситуациях. Например, учащиеся могут рассматривать кейс, связанный с Великой депрессией, анализировать причины кризиса и предлагать меры по его преодолению, опираясь на исследование экономических и политических данных того времени.

В завершение можно отметить, что развитие исследовательских навыков у школьников через изучение истории и обществознания является важной частью образовательного процесса. Применение таких техник, как работа с историческими источниками, проектная деятельность, моделирование и кейсовый метод, позволяет учащимся углублять свои знания, развивать критическое мышление и формировать навыки самостоятельного исследования. Эти методы помогают школьникам научиться анализировать и интерпретировать информацию, что является важным условием для успешного обучения и дальнейшей жизни.

 

Список литературы

1. Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе// Преподавание истории в школе. 2017. № 3. С. 3-7.

2. Ерюшева Т. Н. использование современных образовательных технологий на уроках обществознания / Т. Н. Ерюшева // Электронный научный журнал. - 2015. - № 2. - С. 389-394.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×