Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС. Работа №69389

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

 

Розанова Элина Сергеевна, учитель русского языка и литературы

АНО ДПО "Академия Топ" Филиал Академия Топ Ярославль

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и стратегии формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются ключевые принципы, подходы и приёмы, направленные на развитие у школьников навыков эффективного общения, письменной и устной речи, а также критического мышления.

Ключевые слова: ФГОС, коммуникативная компетенция, русский язык, навыки общения, школьники, образовательный процесс.

 

Формирование коммуникативной компетенции является одной из ключевых задач современной школы в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Коммуникативная компетенция включает в себя способность учащихся грамотно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, вести диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения и понимать позицию собеседника. В условиях глобальной коммуникации и интенсивного информационного обмена важность формирования этих навыков возрастает, и учителя русского языка играют ключевую роль в их развитии у школьников.

Одним из основных принципов ФГОС является ориентированность на результаты, в том числе на формирование универсальных учебных действий, среди которых коммуникативные действия занимают особое место. Коммуникативная компетенция не ограничивается только правильным использованием языка, она включает умение взаимодействовать с другими людьми, находить общий язык в различных ситуациях общения и критически осмысливать информацию. В этом контексте задачи учителя заключаются в том, чтобы развить у школьников способности к ведению диалога, аргументации, написанию различных типов текстов и пониманию их коммуникативных задач.

Одним из ключевых методов формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка является организация дискуссий и диалогов. Дискуссии позволяют школьникам учиться высказывать и обосновывать свою точку зрения, а также слушать и понимать мнения других. Например, на уроках можно обсуждать актуальные темы, такие как экология, социальные проблемы или события из жизни школы, что помогает учащимся не только практиковаться в грамотной речи, но и развивать умение аргументировать свои позиции. Такие формы работы способствуют не только развитию коммуникативных навыков, но и повышению интереса к предмету.

Практика написания сочинений и эссе также играет важную роль в формировании письменной коммуникативной компетенции. Учителя должны научить школьников чётко формулировать свои мысли, логично излагать информацию и соблюдать правила построения текста. Важно не просто давать задания на написание сочинений, но и подробно объяснять структуру текста, логику изложения, а также значимость аргументации. Например, при написании эссе по литературному произведению учащиеся должны уметь не только пересказывать сюжет, но и обосновывать свою точку зрения, аргументируя её цитатами и анализом текста. Такая работа помогает развивать у школьников навыки письменной коммуникации, что особенно важно в рамках подготовки к итоговым экзаменам.

Важным элементом формирования коммуникативной компетенции является работа с различными типами текстов. Учитель может предложить школьникам анализировать тексты различных стилей и жанров — от научных статей до художественных произведений, — что помогает развивать у них навыки адаптации речи к контексту и адресату. Например, на уроках русского языка можно анализировать различия между публицистическими и научными текстами, изучая особенности их структуры, цели и лексики. Это способствует развитию у школьников умения строить свою речь в зависимости от цели и аудитории общения.

Использование групповых форм работы также способствует развитию коммуникативной компетенции. В процессе выполнения коллективных заданий учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать идеи, распределять роли и принимать коллективные решения. Например, при подготовке к проектам по языковой культуре школьники могут обсуждать с одноклассниками различные аспекты изучаемой темы, что помогает им лучше понимать и усваивать материал, а также развивает умение работать в команде. Такая деятельность способствует формированию навыков кооперации, диалога и взаимопонимания.

Интерактивные методы, такие как ролевые игры и дебаты, помогают школьникам освоить коммуникативные навыки в ситуациях, приближённых к реальной жизни. Например, на уроках русского языка можно организовать ролевую игру, где учащиеся должны представить себя в различных ситуациях общения, таких как деловые переговоры или публичные выступления. Это не только развивает у школьников уверенность в себе, но и помогает им научиться адаптировать свою речь в зависимости от обстоятельств, слушателей и целей общения.

Особое внимание в условиях ФГОС уделяется работе с информацией, что предполагает развитие навыков критического мышления и анализа текстов. Учащихся нужно учить оценивать достоверность информации, критически анализировать источники и аргументацию в текстах. Например, учитель может предложить школьникам разобрать статью из СМИ, обсудить её содержание и проанализировать, насколько автор обоснованно выстраивает свою позицию. Это помогает школьникам развивать не только навыки чтения и письма, но и умение работать с информацией, что является важным аспектом коммуникативной компетенции.

На основании проведенной работы можно предположить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях ФГОС требует комплексного подхода. Использование методов дискуссий, написания сочинений, работы с различными типами текстов, интерактивных заданий и ролевых игр помогает учащимся развить навыки эффективного общения, критического мышления и адаптации речи к различным коммуникативным ситуациям. Эти методы способствуют не только лучшему усвоению предмета, но и развитию важных жизненных навыков, которые необходимы каждому современному школьнику.

 

Список литературы

Давоян

, О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / О. Н.

Давоян

. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы III

Междунар

. науч.

конф

. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т.

0. — Челябинск,

2013. — С. 83-85.

Коконова

, Е. А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода / Е. А.

Коконова

, Т. А.

Коконова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 646-648.

Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [

Ускова

И. В.,

Шамчикова

В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В.

Усковой

. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×