ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Розанова Элина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
АНО ДПО "Академия Топ" Филиал Академия Топ Ярославль
Аннотация. В статье рассматриваются методы и стратегии формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Описываются ключевые принципы, подходы и приёмы, направленные на развитие у школьников навыков эффективного общения, письменной и устной речи, а также критического мышления.
Ключевые слова: ФГОС, коммуникативная компетенция, русский язык, навыки общения, школьники, образовательный процесс.
Формирование коммуникативной компетенции является одной из ключевых задач современной школы в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Коммуникативная компетенция включает в себя способность учащихся грамотно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, вести диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения и понимать позицию собеседника. В условиях глобальной коммуникации и интенсивного информационного обмена важность формирования этих навыков возрастает, и учителя русского языка играют ключевую роль в их развитии у школьников.
Одним из основных принципов ФГОС является ориентированность на результаты, в том числе на формирование универсальных учебных действий, среди которых коммуникативные действия занимают особое место. Коммуникативная компетенция не ограничивается только правильным использованием языка, она включает умение взаимодействовать с другими людьми, находить общий язык в различных ситуациях общения и критически осмысливать информацию. В этом контексте задачи учителя заключаются в том, чтобы развить у школьников способности к ведению диалога, аргументации, написанию различных типов текстов и пониманию их коммуникативных задач.
Одним из ключевых методов формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка является организация дискуссий и диалогов. Дискуссии позволяют школьникам учиться высказывать и обосновывать свою точку зрения, а также слушать и понимать мнения других. Например, на уроках можно обсуждать актуальные темы, такие как экология, социальные проблемы или события из жизни школы, что помогает учащимся не только практиковаться в грамотной речи, но и развивать умение аргументировать свои позиции. Такие формы работы способствуют не только развитию коммуникативных навыков, но и повышению интереса к предмету.
Практика написания сочинений и эссе также играет важную роль в формировании письменной коммуникативной компетенции. Учителя должны научить школьников чётко формулировать свои мысли, логично излагать информацию и соблюдать правила построения текста. Важно не просто давать задания на написание сочинений, но и подробно объяснять структуру текста, логику изложения, а также значимость аргументации. Например, при написании эссе по литературному произведению учащиеся должны уметь не только пересказывать сюжет, но и обосновывать свою точку зрения, аргументируя её цитатами и анализом текста. Такая работа помогает развивать у школьников навыки письменной коммуникации, что особенно важно в рамках подготовки к итоговым экзаменам.
Важным элементом формирования коммуникативной компетенции является работа с различными типами текстов. Учитель может предложить школьникам анализировать тексты различных стилей и жанров — от научных статей до художественных произведений, — что помогает развивать у них навыки адаптации речи к контексту и адресату. Например, на уроках русского языка можно анализировать различия между публицистическими и научными текстами, изучая особенности их структуры, цели и лексики. Это способствует развитию у школьников умения строить свою речь в зависимости от цели и аудитории общения.
Использование групповых форм работы также способствует развитию коммуникативной компетенции. В процессе выполнения коллективных заданий учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать идеи, распределять роли и принимать коллективные решения. Например, при подготовке к проектам по языковой культуре школьники могут обсуждать с одноклассниками различные аспекты изучаемой темы, что помогает им лучше понимать и усваивать материал, а также развивает умение работать в команде. Такая деятельность способствует формированию навыков кооперации, диалога и взаимопонимания.
Интерактивные методы, такие как ролевые игры и дебаты, помогают школьникам освоить коммуникативные навыки в ситуациях, приближённых к реальной жизни. Например, на уроках русского языка можно организовать ролевую игру, где учащиеся должны представить себя в различных ситуациях общения, таких как деловые переговоры или публичные выступления. Это не только развивает у школьников уверенность в себе, но и помогает им научиться адаптировать свою речь в зависимости от обстоятельств, слушателей и целей общения.
Особое внимание в условиях ФГОС уделяется работе с информацией, что предполагает развитие навыков критического мышления и анализа текстов. Учащихся нужно учить оценивать достоверность информации, критически анализировать источники и аргументацию в текстах. Например, учитель может предложить школьникам разобрать статью из СМИ, обсудить её содержание и проанализировать, насколько автор обоснованно выстраивает свою позицию. Это помогает школьникам развивать не только навыки чтения и письма, но и умение работать с информацией, что является важным аспектом коммуникативной компетенции.
На основании проведенной работы можно предположить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в условиях ФГОС требует комплексного подхода. Использование методов дискуссий, написания сочинений, работы с различными типами текстов, интерактивных заданий и ролевых игр помогает учащимся развить навыки эффективного общения, критического мышления и адаптации речи к различным коммуникативным ситуациям. Эти методы способствуют не только лучшему усвоению предмета, но и развитию важных жизненных навыков, которые необходимы каждому современному школьнику.
Список литературы
Давоян
, О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / О. Н.
Давоян
. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы III
Междунар
. науч.
конф
. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т.
0. — Челябинск,
2013. — С. 83-85.
Коконова
, Е. А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода / Е. А.
Коконова
, Т. А.
Коконова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 646-648.
Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [
Ускова
И. В.,
Шамчикова
В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В.
Усковой
. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат