Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетенции. Работа №69502

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетенции
Работа:

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Афанасьева Алена Александровна, учитель начальных классов

МБОУ "СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов"

г. Выборг

 

Аннотация. В статье рассматривается работа с текстом как основной способ формирования читательской компетенции у младших школьников. Описаны методы и приёмы, которые способствуют развитию у учащихся навыков осмысленного чтения, анализа текста и формирования критического мышления. Приведены примеры упражнений, направленных на улучшение понимания прочитанного и развитие навыков работы с различными типами текстов.

Ключевые слова: читательская компетенция, работа с текстом, младшие школьники, осмысленное чтение, анализ текста, начальная школа, критическое мышление.

 

Работа с текстом в начальной школе является основным способом формирования читательской компетенции, которая включает в себя не только умение правильно и быстро читать, но и способность осмысливать и анализировать прочитанное. Читательская компетенция — это важнейший навык, который помогает детям не только в школьной учебе, но и в повседневной жизни, способствуя развитию критического мышления и способности воспринимать информацию. Учитель начальных классов играет ключевую роль в формировании этих навыков, используя различные методы и приёмы для работы с текстами.

Одним из основных методов формирования читательской компетенции является активное чтение с последующим обсуждением текста. Учитель может предложить учащимся не просто прочитать текст, но и обсудить его содержание, задать вопросы по сюжету, попросить выделить ключевые моменты. Например, после чтения сказки учитель может предложить детям назвать главных героев, описать их действия и обсудить мораль произведения. Этот метод помогает детям не просто воспринимать текст на уровне фактов, но и осмысливать его содержание, развивая аналитические способности.

Использование заданий на прогнозирование также является важным приёмом в работе с текстом. Учитель может предложить детям предсказать развитие событий на основе прочитанного фрагмента. Например, после прочтения начала рассказа дети могут предположить, что произойдёт дальше, на основании мотивов героев или условий, описанных в тексте. Этот метод помогает детям развивать воображение и способность делать выводы, что способствует углублению понимания текста.

Для формирования навыков осмысленного чтения важно развивать у детей способность к поиску и анализу информации в тексте. Учитель может задавать вопросы, направленные на поиск конкретных данных, например, попросить найти в тексте ключевые слова или фразы, которые описывают характер героя или основные события. Эти задания помогают детям учиться выделять важную информацию и структурировать её, что способствует лучшему пониманию и запоминанию прочитанного материала.

Одним из эффективных методов работы с текстом является составление планов и пересказов. Учитель может предложить учащимся составить краткий план прочитанного текста, выделив основные моменты и последовательность событий. После этого дети могут пересказать текст по плану, что помогает им развивать умение организовывать информацию и точно воспроизводить её. Этот метод не только способствует развитию памяти, но и помогает детям осознавать логику повествования и понимать структуру текста.

Работа с текстами различных жанров — ещё один важный аспект формирования читательской компетенции. Учитель может включать в учебный процесс тексты разных стилей и направлений: художественные, научно-популярные, публицистические. Это помогает детям научиться воспринимать и анализировать тексты с разной структурой и целью, что способствует более широкому развитию их читательских умений. Например, после прочтения научно-популярного текста дети могут обсудить, какие факты они узнали, и как информация была представлена автором, а при работе с художественным произведением акцент будет сделан на сюжете и эмоциональных переживаниях героев.

Включение в уроки работы с иллюстрациями и графическими элементами также способствует развитию читательской компетенции. Учитель может предложить учащимся проанализировать иллюстрации к тексту, задать вопросы о том, как изображение соотносится с прочитанным материалом, или попросить детей самим нарисовать иллюстрацию к тексту. Это развивает способность детей лучше понимать текст через визуальное восприятие, усиливая их интерес к чтению и текстовому анализу.

Таким образом, работа с текстом в начальной школе является важнейшим элементом формирования читательской компетенции у младших школьников. Используя различные методы и приёмы, такие как активное чтение, анализ, прогнозирование и пересказ, учитель помогает детям осваивать навыки осмысленного чтения, развивать критическое мышление и способность к самостоятельному анализу информации. Эти навыки играют важную роль в успешном обучении и подготовке школьников к дальнейшей жизни.

 

Список литературы

1. Громова Л. С. Развитие умений работы с текстом в начальной школе: Учебно-методическое пособие. ‒ М.: Просвещение. ‒ 2018. ‒ С. 21-24.

2. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10 ‒ С. 19–21.

3. Назарова Е. И. Развитие читательской грамотности младших школьников: Учебно-методическое пособие. ‒ М.: МГПУ. ‒ 2015. ‒ С. 14-16.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×