ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Лещинская Наталья Евгеньевна, воспитатель
МДОУ «Детский сад № 26»
Аннотация. В статье рассматривается значимость русского народного творчества как средства воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности формирования патриотизма у дошкольников через знакомство с культурными и историческими ценностями народа. Описываются формы и методы работы с фольклорными произведениями, традиционными играми и ремеслами в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание уделяется роли воспитателя в процессе знакомства детей с народными традициями и воспитания у них любви к Родине через эмоциональное восприятие народного искусства.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники, русское народное творчество, фольклор, традиции, народные игры, культура, воспитатель.
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образования. Формирование у детей чувства любви к Родине, гордости за её достижения, уважения к национальной культуре и истории начинается уже в раннем возрасте. Особое значение в этом процессе имеет знакомство детей с русским народным творчеством — фольклором, народными традициями, ремёслами и обрядами, которые представляют собой сокровищницу духовных ценностей и культурных достижений народа.
Русское народное творчество формирует у детей не только любовь к своей Родине, но и развивает у них чувство принадлежности к национальной культуре, пробуждает интерес к истории и традициям. Погружение в мир народных сказок, песен, пословиц и поговорок способствует воспитанию у детей уважения к труду, добру, справедливости, а также формированию эмоциональной привязанности к родной стране.
Патриотизм - это чувство любви к Родине, осознание принадлежности к её истории и культуре. Для детей дошкольного возраста патриотизм проявляется в эмоциональной привязанности к родной семье, дому, городу и стране. Поскольку дошкольники только начинают познавать мир, их первое знакомство с понятием "Родина" начинается через близкие, понятные им вещи - семью, окружающую природу, символы и традиции. Важнейшей задачей воспитателя является создание условий для формирования у ребёнка положительных эмоций, связанных с понятием Родины.
Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте служит основой для дальнейшего формирования гражданской ответственности и уважения к культуре своего народа. Через эмоциональное восприятие народных традиций, сказок и песен дети получают первый опыт знакомства с ценностями, важными для общества.
Знакомство с народной культурой играет ключевую роль в воспитании патриотических чувств. Народное творчество отражает историю, менталитет и духовные ценности народа, с которым ребёнок ассоциирует себя. Включение элементов русского народного творчества в образовательный процесс помогает детям почувствовать свою принадлежность к многовековой культуре и развивает чувство гордости за своё культурное наследие.
Русское народное творчество доступно для понимания дошкольников благодаря ярким образам, сказочным персонажам, простой и понятной морали, заложенной в фольклорных произведениях. Народные сказки, песни, пословицы и поговорки, а также традиционные игры и праздники помогают ребёнку осознать свою связь с историей и культурой своего народа.
Фольклорные произведения занимают центральное место в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народные сказки, пословицы и песни содержат в себе важные нравственные и культурные уроки, которые передаются от поколения к поколению. Эти произведения не только развлекают детей, но и воспитывают их, формируя у них представления о добре и зле, справедливости, трудолюбии, чести и патриотизме.
Народные сказки являются мощным воспитательным инструментом. В них закладываются важные нравственные ценности, такие как любовь к родной земле, уважение к старшим, забота о слабых, защита Родины. Например, такие сказки, как "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Добрыня Никитич", формируют у детей представление о героях, защищающих свою Родину, и воспитывают у них чувство гордости за свою страну.
Народные песни и колыбельные также играют важную роль в воспитании патриотизма. Они развивают у детей музыкальный слух, эмоциональную чуткость и создают положительный эмоциональный фон, связанный с родной культурой. Через песни дети узнают о народных традициях, праздниках и обыденной жизни предков.
Пословицы и поговорки помогают детям лучше понять характер и менталитет народа, его мудрость и жизненный опыт. Пословицы на тему труда, семьи, Родины способствуют воспитанию у детей любви к труду, уважению к окружающим и осознанию важности родной земли.
Народные игры и обряды - это не только развлечение для детей, но и средство воспитания. Они включают в себя элементы национальной культуры и традиций, что позволяет детям лучше понять свою связь с прошлым. Через игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать важность коллективной работы и уважения к старшим.
Примеры народных игр, которые могут использоваться в образовательном процессе: "Горелки", "Ручеёк", "Кошки-мышки" и другие. Эти игры развивают у детей физические и коммуникативные навыки, учат работать в команде, следовать правилам и уважать традиции. Кроме того, через такие игры дети могут узнавать о значении обрядов и праздников, таких как Масленица, Иван Купала, что помогает формировать у них уважение к культурному наследию.
Народные ремёсла и прикладное творчество. Знакомство с народными ремёслами и прикладным творчеством также играет важную роль в патриотическом воспитании. В процессе изготовления поделок дети не только осваивают навыки работы с материалами, но и узнают о традиционных ремёслах своего народа — гончарстве, ткачестве, росписи по дереву и др. Это позволяет им почувствовать себя частью многовековой культурной традиции.
Организация мастер-классов и творческих занятий по созданию предметов народного искусства (например, роспись матрёшек, создание кукол-оберегов, плетение венков) способствует развитию у детей творческих способностей, эстетического вкуса и уважения к народным традициям.
Методы работы с русским народным творчеством в дошкольном образовательном учреждении:
1. Тематические занятия и беседы. Одним из самых эффективных методов работы с русским народным творчеством являются тематические занятия и беседы. Воспитатели могут организовывать занятия, посвящённые русским народным сказкам, пословицам и поговоркам, на которых дети узнают о жизни предков, традициях и ценностях народа. Например, можно проводить занятия, посвящённые народным героям, где дети будут знакомиться с подвижниками и защитниками Родины через рассказы и иллюстрации.
2. Музыкальные и театральные постановки. Музыкальные и театральные постановки с элементами русского народного творчества являются ярким и запоминающимся методом воспитания патриотизма у дошкольников. Дети могут исполнять русские народные песни, участвовать в инсценировках сказок и обрядов. Это помогает не только углубить знания о родной культуре, но и развить творческие способности детей, их артистические и музыкальные навыки.
3. Творческие мастер-классы. Организация творческих мастер-классов по изготовлению поделок, связанных с народными ремёслами, помогает детям прикоснуться к миру национальной культуры через ручной труд. Это может быть лепка из глины, роспись по дереву, плетение и ткачество. В процессе создания предметов народного творчества дети учатся терпению, аккуратности, развивают моторику и творческое воображение.
4. Празднование народных праздников. Проведение народных праздников, таких как Масленица, Иван Купала, Рождество, позволяет детям в игровой и развлекательной форме погружаться в атмосферу национальных традиций. Во время таких праздников дети могут участвовать в народных обрядах, играх и хороводах, что способствует формированию у них позитивного отношения к национальной культуре и традициям.
Воспитатель играет ключевую роль в процессе патриотического воспитания дошкольников через знакомство с русским народным творчеством. Его задачи включают в себя:
Подбор и организация материала. Воспитатель должен тщательно подбирать сказки, песни, пословицы и игры, чтобы они соответствовали возрасту и уровню развития детей.
Создание эмоциональной атмосферы. Важно, чтобы знакомство с народным творчеством проходило в атмосфере уважения и интереса к культуре. Воспитатель должен создавать позитивный эмоциональный фон, стимулирующий интерес детей к традициям.
Активное участие в процессе. Воспитатель должен сам активно участвовать в организации праздников, игр и творческих занятий, чтобы дети могли видеть его пример и следовать ему.
В заключении можно отметить, что русское народное творчество является уникальным и эффективным инструментом в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Через знакомство с народными сказками, песнями, играми и ремёслами дети приобщаются к культурному наследию своего народа, учатся любить и уважать Родину. Воспитание патриотизма на основе народного творчества способствует формированию у детей чувства национальной идентичности и гордости за свою страну.
Список литературы
Методика обучения и воспитания в области дошкольного
образования :
учебник и практикум для вузов / Н. В.
Микляева
[и др.] ; под редакцией Н. В.
Микляевой
.
-
2-е изд.
-
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024.
Слюнина
, С. В. Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре / С. В.
Слюнина
, Н. С. Кошлакова.
-
Текст :
непосредственный // Молодой ученый.
-
2021.
-
№ 9 (351).
-
С. 212-215
Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного
воспитания :
учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова.
-
2-е изд.,
перераб
. и доп.
-
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат