ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: КАК ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Маючая Марина Владимировна, учитель математики
СОШ № 52, г. Владивосток
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос использования формативного оценивания на уроках математики как важного инструмента для повышения качества обучения и достижения высоких результатов. Описываются способы применения обратной связи и её влияние на успеваемость учащихся. Особое внимание уделено важности своевременного анализа ошибок и корректировке учебного процесса на основе полученной информации.
Ключевые слова: формативное оценивание, обратная связь, математика, успеваемость, учебный процесс, методы оценивания.
Формативное оценивание играет важную роль в процессе обучения, особенно на уроках математики, где понимание материала и решение задач требуют постоянного мониторинга знаний учащихся. Этот подход ориентирован на постоянную обратную связь и адаптацию учебного процесса в зависимости от прогресса и трудностей, с которыми сталкиваются ученики. Основная цель формативного оценивания заключается в выявлении пробелов в знаниях и их коррекции до того, как ученики столкнутся с итоговым тестированием. Таким образом, это не только поддерживает учеников, но и значительно повышает их мотивацию к обучению.
Формативное оценивание — это не просто метод проверки знаний, а процесс, направленный на постоянное взаимодействие между учеником и учителем. Оно позволяет оперативно выявлять проблемы в усвоении материала и корректировать дальнейшие действия. В условиях математического обучения это особенно важно, так как непонимание одного аспекта может привести к трудностям в последующем изучении более сложных тем. Примером может служить алгебра, где ошибки в элементарных вычислениях часто приводят к неверному решению более сложных задач.
Формативное оценивание включает в себя не только тесты или опросы, но и регулярные наблюдения за процессом работы учащихся. Это могут быть задания для самопроверки, краткие письменные работы, обсуждения в классе или ответы на вопросы в ходе урока. Таким образом, учитель может своевременно выявить слабые места в знаниях каждого ученика и предложить ему соответствующую помощь. Обратная связь в этом процессе имеет ключевое значение. Чем более она конкретна и своевременна, тем эффективнее ученики смогут улучшить свои результаты.
Проблемные задачи являются мощным инструментом для повышения мотивации учеников к изучению математики. Их главная особенность заключается в том, что они требуют от учеников не просто воспроизведения алгоритмов или правил, а включают элементы логического мышления, поиска новых решений и межпредметных связей. Примером может служить задача, в которой необходимо рассчитать оптимальный маршрут для поездки, учитывая расстояние и время, что требует использования знаний как из алгебры, так и из геометрии.
Когда ученики сталкиваются с задачами, не имеющими однозначного решения или требующими творческого подхода, их интерес к предмету значительно возрастает. Такие задачи создают условия для самостоятельного поиска решений, что не только развивает математическое мышление, но и укрепляет уверенность в своих силах. Важно, чтобы учитель направлял учеников в процессе решения таких задач, помогая им формулировать гипотезы и анализировать возможные пути решения.
Проектная деятельность также является эффективным методом повышения мотивации к изучению математики. Проекты дают возможность учащимся применять математические знания в реальных жизненных ситуациях, что делает процесс обучения более осмысленным и практикоориентированным. Например, ученики могут провести проект по изучению бюджета семьи, рассчитав расходы и доходы, что потребует применения навыков математических вычислений и анализа данных.
Проектная деятельность развивает у учащихся способность к самостоятельному поиску и обработке информации, а также умение работать в команде. В процессе выполнения проектов ученики учатся критически оценивать свои результаты, искать ошибки и находить пути их исправления. Это значительно усиливает их вовлечённость в учебный процесс и способствует более глубокому усвоению математических концепций.
Одним из важнейших аспектов формативного оценивания является обратная связь. Она должна быть конструктивной и мотивирующей, помогать ученикам осознавать свои успехи и понимать, что необходимо улучшить. Важно, чтобы обратная связь не сводилась к критике, а направляла ученика на решение проблемы. Например, если ученик сделал ошибку в решении задачи, учитель может указать на это и предложить пересмотреть определённую часть материала или предложить дополнительное упражнение для тренировки.
Мотивация к изучению математики во многом зависит от того, насколько ученик чувствует свою успешность. Регулярное получение обратной связи помогает ученику понимать, что он находится на правильном пути, даже если возникают сложности. Это снижает уровень тревожности и повышает уверенность в своих силах, что особенно важно для детей, испытывающих трудности в математике.
Формативное оценивание помогает учителю не только отслеживать прогресс учеников, но и корректировать методику преподавания в зависимости от их потребностей. Например, если большинство учеников испытывают трудности с решением задач по одной теме, это может стать сигналом для учителя, что необходимо пересмотреть подходы к объяснению материала или добавить дополнительные упражнения. Такой гибкий подход позволяет улучшить общий уровень понимания предмета и добиться более высоких результатов.
Ученики, которые регулярно получают обратную связь, имеют возможность лучше осознавать свои успехи и ошибки, что способствует их активному участию в процессе обучения. Применение формативного оценивания в классе стимулирует учеников быть более ответственными за свои результаты и активно участвовать в исправлении ошибок. Это также способствует развитию самостоятельности, так как ученики учатся критически оценивать свои действия и корректировать их при необходимости.
Формативное оценивание на уроках математики является важным инструментом, который помогает не только в мониторинге знаний учащихся, но и в их мотивации и успешном усвоении материала. Обратная связь играет центральную роль в этом процессе, так как она позволяет ученикам своевременно исправлять ошибки и улучшать результаты. Применение этого подхода помогает учителю адаптировать уроки в зависимости от потребностей учеников, что делает процесс обучения более эффективным и индивидуализированным.
Список литературы
1. Пономарева Е.В. Эффективность современных методов оценивания учебных достижений учащихся / Е.В. Пономарева // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 126-128.
2. Краснова В.В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В.В. Краснова // Юный ученый. — 2016. — № 6.1 (9.1). — С. 31-33.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат