ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: КАК СФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Митрофанова Галина Владимировна, учитель географии
ГБОУ Школа № 117, г. Москва
Аннотация. В статье обсуждаются подходы и методики формирования экологического сознания у школьников через преподавание географии. В современных условиях обострения экологических проблем становится особенно важным развитие у учащихся экологической ответственности и понимания взаимосвязи между природными системами и человеческой деятельностью. Рассматриваются методы, которые способствуют воспитанию бережного отношения к окружающей среде, через интеграцию экологических вопросов в курс географии, а также использование активных и интерактивных форм работы. Особое внимание уделено проектной деятельности, исследовательским заданиям и практическому применению знаний в повседневной жизни.
Ключевые слова: экологическое сознание, география, окружающая среда, методика преподавания, школьное обучение, устойчивое развитие, экология, практическая деятельность.
Формирование экологического сознания и ответственности у школьников – одна из главных задач современного образования, особенно в контексте курса географии. Наша планета сталкивается с глобальными экологическими проблемами, такими как изменение климата, утрата биоразнообразия, загрязнение воздуха и воды. Образовательные учреждения играют важную роль в подготовке будущих поколений к ответственному отношению к природе и устойчивому развитию. Школьная география, как наука о взаимодействии природы и общества, предоставляет идеальную платформу для воспитания экологического сознания у учащихся.
Экологическое сознание представляет собой совокупность знаний, навыков и установок, направленных на понимание человеком взаимодействия природы и общества, а также на ответственные и осознанные действия по отношению к окружающей среде. Формирование экологического сознания включает в себя развитие следующих аспектов:
1.Знание экологических проблем. Учащиеся должны быть осведомлены о современных экологических вызовах, таких как глобальное потепление, утрата лесов, загрязнение воды и воздуха.
2.Понимание взаимосвязи природы и человека. География как наука дает возможность учащимся понять, как природные процессы и ресурсы влияют на жизнь общества, и как человеческая деятельность, в свою очередь, влияет на природу.
3.Развитие критического мышления. Учащимся необходимо научиться анализировать причины и последствия экологических проблем, чтобы находить возможные пути их решения.
4.Развитие навыков устойчивого поведения. Это включает в себя практические навыки экологически безопасного поведения, такие как утилизация отходов, экономия ресурсов, ответственное потребление.
Курс географии, как предмет, охватывающий природные и социальные науки, предоставляет уникальные возможности для формирования экологического мышления. На уроках географии учитель может акцентировать внимание на различных аспектах взаимодействия общества и природы. Рассмотрим несколько важных направлений, через которые география способствует воспитанию экологического сознания:
1.Изучение природных систем и экосистем. На уроках географии школьники знакомятся с экосистемами, биомами, климатическими зонами и их особенностями. Это помогает учащимся понять хрупкость природных систем и необходимость их сохранения.
2.Анализ воздействия человека на природу. Темы урбанизации, промышленного производства, сельского хозяйства позволяют показать учащимся, как деятельность человека может разрушать окружающую среду, приводить к загрязнению, истощению ресурсов и утрате биоразнообразия.
3.Изучение локальных и глобальных экологических проблем. Важно рассматривать не только глобальные проблемы, такие как изменение климата или вымирание видов, но и локальные экологические вопросы, которые непосредственно касаются региона, в котором живут учащиеся. Это может быть загрязнение рек, исчезновение лесов, ухудшение качества воздуха.
4.Введение концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие является ключевой темой современной экологии. География помогает объяснить учащимся, что устойчивое развитие — это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу возможности будущих поколений. Уроки географии должны научить школьников планировать и действовать, исходя из принципов устойчивого потребления и производства.
Для того чтобы эффективно формировать у школьников экологическое сознание и ответственность за окружающую среду, необходимо применять разнообразные методические приемы и формы обучения. Рассмотрим основные методы, которые можно использовать в школьной практике.
1. Интеграция экологических тем в учебный план.
Экологические вопросы могут быть включены в различные темы школьного курса географии, как на региональном уровне, так и в глобальном масштабе. Учитель может интегрировать вопросы экологии в такие разделы, как изучение природных зон России, анализ экономической деятельности людей и ее влияние на природу, проблемы населения и урбанизации.
Пример: при изучении темы "Тропические леса" учитель может рассказать о вырубке лесов Амазонии, обсудить с учениками, как это влияет на климат и биоразнообразие, а затем перенести разговор на местные проблемы, такие как утрата лесов в их родном регионе.
2. Использование наглядных материалов и интерактивных методов
Современные технологии дают возможность преподавателям использовать интерактивные методы обучения, которые делают учебный процесс более интересным и наглядным. Это могут быть:
-Интерактивные карты и ГИС-системы для изучения экологических изменений на глобальном и региональном уровне.
-Видео и документальные фильмы, которые позволяют визуализировать проблемы загрязнения, изменения климата и исчезновения видов.
-Инфографика и анимации, показывающие влияние человеческой деятельности на природу.
Пример: просмотр фильма о влиянии пластика на мировые океаны и последующее обсуждение того, как каждый человек может уменьшить использование пластика в своей жизни.
3. Проектная деятельность.
Одним из наиболее эффективных методов формирования экологического сознания является проектная работа. Она позволяет учащимся погружаться в изучение конкретных экологических проблем, разрабатывать пути их решения и применять полученные знания на практике. Темы для проектов могут быть как глобальными, так и локальными, что помогает связать изучение мировых процессов с повседневной жизнью школьников.
Примеры проектов:
-Исследование экологического состояния местной реки, сбор данных о загрязнении и разработка предложений по ее очищению.
-Разработка плана "зеленой школы", где учащиеся будут предлагать мероприятия по снижению энергопотребления и отходов в школе.
-Организация акции по сбору и переработке пластиковых отходов в своем районе.
Проектная работа развивает навыки самостоятельного исследования, критического мышления, а также помогает сформировать у школьников понимание, что каждый человек может внести свой вклад в решение экологических проблем.
4. Экскурсии и полевые исследования
Организация экскурсий и практических занятий на природе – это уникальная возможность для учащихся увидеть экологические проблемы на собственные глаза. Это могут быть экскурсии в национальные парки, заповедники, на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду (например, на очистные сооружения или заводы по переработке отходов).
Полевые исследования позволяют не только наблюдать природные процессы, но и учат учащихся проводить научные наблюдения, анализировать данные и делать выводы. Это способствует более глубокому пониманию важности охраны окружающей среды.
5. Дискуссии и дебаты.
Дискуссии и дебаты по экологическим вопросам развивают критическое мышление и учат учащихся высказывать и отстаивать свою точку зрения. Темы для таких дискуссий могут быть связаны с актуальными экологическими проблемами, а также с обсуждением роли человека в их решении.
Примеры тем для дискуссий:
-"Как изменение климата влияет на регионы России?"
-"Может ли человек полностью прекратить загрязнение окружающей среды?"
-"Какая стратегия развития экономики лучше всего сочетается с принципами устойчивого развития?"
Одной из главных задач учителя является не только предоставление информации об экологических проблемах, но и обучение школьников применять эти знания в повседневной жизни. Формирование экологически ответственного поведения у школьников включает в себя такие простые, но важные навыки, как:
-Раздельный сбор и утилизация отходов.
-Экономное использование ресурсов (воды, энергии, бумаги).
-Участие в экологических акциях, таких как уборка территории, высадка деревьев и прочие.
Учитель должен продемонстрировать учащимся, что даже небольшие шаги могут привести к значительным изменениям, если каждый человек будет вносить свой вклад в защиту окружающей среды.
В заключении можно отметить, что формирование экологического сознания у школьников – это долгий и многогранный процесс, который должен быть интегрирован в образовательную программу с самого раннего возраста. Учитель географии, как наставник и проводник в мир природных систем и человеческой деятельности, играет ключевую роль в развитии у детей ответственности за окружающую среду.
Список литературы
Власов, Д. В. География и экология: методические рекомендации для учителей. – Екатеринбург: Издательство
УрФУ
, 2019.
Захаров, А. Н. География и экологическое воспитание в школе. – Москва: Флинта, 2021.
Таможняя
, Е. А. Методика обучения
географии :
учебник и практикум для вузов / Е. А.
Таможняя
, М. С. Смирнова, И. В.
Душина
; под общей редакцией Е. А. Таможней. —
Москва :
Издательство
Юрайт
, 2024.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат