РОЛЬ КАРТ И АТЛАСОВ В ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Митрофанова Галина Владимировна, учитель географии
ГБОУ Школа № 117, г. Москва
Аннотация. Статья рассматривает значение карт и атласов в процессе обучения младших школьников географии. Карты и атласы являются важными инструментами, способствующими развитию пространственного мышления и усвоению географических знаний на начальном этапе. В статье раскрываются методики использования картографических материалов в образовательном процессе, предлагаются практические советы по работе с картами и атласами, а также приводятся примеры заданий для младших школьников. Особое внимание уделяется роли карт и атласов в формировании базовых географических понятий и умений, необходимых для дальнейшего изучения предмета.
Ключевые слова: карты, атласы, младшие школьники, географическое образование, пространственное мышление, картографические навыки, методики обучения.
Географическое образование в младших классах играет важную роль в развитии у детей способности ориентироваться в пространстве, понимать природные и социальные процессы, а также в формировании у них представления о мире. Одним из ключевых инструментов, которые используются в процессе обучения, являются карты и атласы. С их помощью дети получают первое представление о пространственных отношениях, географических объектах и явлениях. Именно в этом возрасте закладываются основы пространственного мышления, которые будут развиваться на протяжении всей жизни.
Работа с картами и атласами способствует формированию у школьников целого комплекса умений, таких как ориентирование на местности, чтение условных обозначений, понимание масштаба и расстояний, а также способность анализировать географическую информацию. Важно, чтобы учителя с самого начала уделяли особое внимание формированию этих навыков, так как они являются базовыми для дальнейшего изучения географии.
Карты и атласы — это не просто учебные пособия, а мощные инструменты, которые помогают детям осваивать ключевые географические понятия и развивать пространственное мышление. Они позволяют наглядно представить расположение объектов, их взаимосвязи и особенности, что делает процесс обучения более увлекательным и понятным.
Использование карт и атласов в образовательном процессе имеет несколько важных аспектов:
1.Формирование пространственного мышления. В младшем возрасте дети только начинают осваивать понятие пространства и взаимное расположение объектов. Карты и атласы помогают детям визуализировать объекты, понимать их расположение на земной поверхности и соотносить карту с реальной местностью.
2.Развитие навыков ориентирования. Работа с картой учит детей находить направления, определять расстояния, понимать, как ориентироваться на местности. Эти навыки важны не только для изучения географии, но и для повседневной жизни.
3.Формирование умений работы с масштабом и условными обозначениями. Масштаб и условные обозначения — это одни из важнейших элементов картографии, и их понимание закладывается на ранних этапах обучения. Дети учатся читать карты и атласы, понимать символы и сопоставлять их с реальными объектами.
4.Усвоение географических понятий. Карты и атласы позволяют изучать такие понятия, как континенты, океаны, горы, реки, страны и города. Эти материалы делают абстрактные географические понятия более конкретными и доступными для понимания младшими школьниками.
5.Развитие аналитических навыков. Работа с картами и атласами требует от школьников не только пассивного восприятия информации, но и активного ее анализа. Дети учатся сопоставлять различные географические данные, делать выводы и предлагать решения.
Для эффективного использования карт и атласов на уроках географии важно применять различные методики, которые помогут детям не только ознакомиться с картографическими материалами, но и научат их использовать карты и атласы как инструмент для исследования окружающего мира.
1. Игровые методики
Игровые формы обучения всегда актуальны для младших школьников, так как они делают процесс освоения новых знаний более увлекательным и интересным. Карты и атласы могут стать основой для различных игр, развивающих пространственное мышление.
-Игра "Найди на карте". Учитель предлагает детям найти на карте определенные объекты, используя указания по направлению. Например, задание может звучать так: "Найди на карте северо-восток от Москвы и посмотри, какие объекты там расположены". Это помогает детям развивать навыки ориентирования и работы с направлением.
-Путешествие по карте. Учитель "путешествует" с учениками по карте, задавая вопросы о том, какие объекты встречаются на пути. Это помогает детям запоминать расположение географических объектов и улучшает навыки анализа карты.
2. Наглядные методы
Младшим школьникам важно визуализировать изучаемый материал. Карты и атласы представляют собой мощный инструмент для визуализации географических данных.
-Сравнение карт. Учитель может предложить детям сравнить различные типы карт — физическую карту и политическую карту той же территории. Это позволяет детям увидеть, как различается информация, представленная на разных картах, и понять, что каждая карта может отображать разные аспекты одного и того же региона.
-Работа с контурными картами. Контурные карты — это отличный способ для детей научиться правильно располагать объекты на карте. Учитель может предложить ученикам подписать на контурной карте основные географические объекты или провести границы между странами.
3. Практические задания
Для развития умений работы с картами и атласами важно, чтобы дети не только пассивно изучали материал, но и активно применяли его на практике.
-Чтение карт. Учитель предлагает детям рассмотреть карту и ответить на вопросы: "Где расположены горы?", "Какие реки протекают через этот регион?", "Какие города находятся на севере страны?" Это задание помогает развивать аналитические навыки и умение работать с картографическими данными.
-Создание собственных карт. Ученики могут попробовать нарисовать карту своей комнаты, школы или двора. Это задание способствует развитию навыков картографирования и пространственного мышления.
4. Работа с атласами
Атласы предоставляют более комплексное представление о мире, поэтому важно учить детей работать с ними правильно.
-Исследование страниц атласа. Учитель может предложить ученикам найти определенные карты в атласе и ответить на вопросы по ним: "Какие страны расположены в Южной Америке?", "Какие океаны омывают Австралию?" Это помогает детям научиться искать информацию в атласе и развивать пространственное восприятие.
-Сравнение карт разных регионов. Учащимся можно предложить сравнить карты разных континентов, чтобы они увидели различия в рельефе, климате или распределении населения. Такое задание способствует формированию представления о разнообразии географических условий в мире.
Для успешного освоения картографических умений младшим школьникам необходимо регулярно выполнять практические задания, которые помогут им лучше понимать и применять полученные знания.
Задание 1: "Ориентирование по карте"
Учитель раздает детям физическую карту России и предлагает найти несколько крупных городов и определить их расположение относительно Москвы. Например: "Найди Санкт-Петербург. Находится ли он к северу или к югу от Москвы? А что можно сказать про Волгоград?"
Задание 2: "Создай карту своей улицы"
Ученикам предлагается нарисовать схематичную карту своей улицы, указав на ней основные объекты (дома, дороги, деревья). После этого дети могут обменяться картами и попытаться найти объекты на реальной местности.
Задание 3: "Определи направление"
Учитель предлагает учащимся карту мира и задает вопросы: "Какие направления нужно выбрать, чтобы отправиться из Москвы в Нью-Йорк?", "Какое направление из Лондона в Париж?" Это задание учит детей работать с компасом и определять направления на карте.
Задание 4: "Изучи рельеф"
Учитель раздает физическую карту и просит детей найти горные системы и реки. После этого задаются вопросы: "Какие горы находятся на юге России?", "Какие реки протекают через Сибирь?" Это помогает детям научиться различать рельефные объекты на карте.
Задание 5: "Создай мини-атлас"
Ученикам можно предложить создать свой собственный мини-атлас, который будет включать несколько нарисованных карт (например, карта дома, карта школы и карта парка). Такое задание помогает развивать навыки картографирования и творчество.
В заключении можно отметить, что использование карт и атласов в начальном этапе обучения географии играет ключевую роль в формировании у детей основ пространственного мышления и понимания мира. С помощью картографических материалов младшие школьники учатся ориентироваться в пространстве, понимать взаимосвязи между объектами и осваивать базовые географические понятия. Учителю важно не только предоставлять детям карты и атласы, но и активно вовлекать их в процесс изучения, предлагая разнообразные задания и методики, направленные на развитие картографических навыков.
Список литературы
Геттнер
, А. География. Ее история сущность и методы / А.
Геттнер
; переводчик Е. А.
Торнеус
. — Москва : Издательство
Юрайт
, 2024.
Куприна, Л. Е. Туристская картография : учебное пособие для вузов / Л. Е. Куприна. — 2-е изд.,
перераб
. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт
, 2024.
Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для вузов / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — 2-е изд.,
перераб
. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт
, 2024.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат