Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Методы формирования коммуникативных навыков у детей через взаимодействие в группе и ролевые игры". Работа №69621

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Методы формирования коммуникативных навыков у детей через взаимодействие в группе и ролевые игры"
Работа:

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГРУППЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

 

Павлова Елена Ивановна,

воспитатель МОУ Сельцовская СОШ (дошкольное отделение)

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через групповое взаимодействие и ролевые игры. Подчеркивается значимость коммуникативных навыков для успешной социализации ребенка. В статье описаны основные приемы и методы, которые воспитатель может использовать для развития у детей умения общаться, сотрудничать, выражать свои мысли и понимать других. Особое внимание уделяется ролевым играм как эффективному методу формирования навыков общения. Представлены рекомендации для воспитателей по организации групповых игр и взаимодействий, способствующих развитию коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, дети дошкольного возраста, групповое взаимодействие, ролевые игры, социализация, воспитание, развитие речи.

 

Коммуникативные навыки — это одна из ключевых составляющих развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Способность правильно выражать свои мысли, слушать и понимать других, сотрудничать в коллективе — важные навыки, которые помогают детям успешно взаимодействовать в социуме. Эти навыки формируются в процессе повседневного общения с взрослыми и сверстниками, а также активно развиваются в игровой деятельности, особенно через ролевые игры и групповое взаимодействие.

 

Задача воспитателя заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для развития коммуникативных умений у детей, используя специальные методы и приемы, которые способствуют активному взаимодействию детей друг с другом.

На этапе дошкольного детства закладываются основы общения, которые в дальнейшем определяют способность ребенка к взаимодействию с окружающими, успешную адаптацию в коллективе и развитие личности. Формирование коммуникативных навыков важно для:

успешной социализации;

развития эмоционального интеллекта;

укрепления связей с окружающими людьми;

формирования речевой культуры;

повышения уверенности в себе;

решения конфликтных ситуаций.

Групповое взаимодействие и ролевые игры — это естественные способы развития данных умений у детей. В игровой форме дети учатся не только выражать свои мысли, но и понимать эмоции и мотивацию других.

Методы формирования коммуникативных навыков.

1. Групповые игры и взаимодействие.

Групповые игры способствуют развитию коммуникативных навыков через активное взаимодействие с другими детьми. В процессе игры дети учатся договариваться, слушать друг друга, находить компромиссы и решать конфликты. Воспитатель может организовывать разные виды групповых игр, в которых дети будут общаться и сотрудничать.

Пример игры: «Построй башню» — дети совместно строят башню из кубиков. Игра учит детей договариваться о том, кто и какую часть будет строить, сотрудничать, обсуждать процесс и искать решения проблем, возникающих в ходе игры.

2. Ролевые игры.

Ролевые игры — один из самых эффективных методов для развития коммуникативных навыков у детей. Играя роли, дети имитируют ситуации из жизни, где необходимо взаимодействие и общение с другими людьми. Воспитатель может предложить детям выбрать роли и создать игровые ситуации, которые помогут развить навыки общения и понимания других.

Пример игры: «Магазин» — дети играют в продавцов и покупателей. В ходе игры они учатся задавать вопросы, выражать свои потребности, обсуждать покупки и правильно выстраивать диалог.

3. Игры на развитие речи.

Коммуникативные навыки напрямую связаны с развитием речи, поэтому важно включать в программу воспитания игры, которые помогают детям развивать способность ясно и правильно выражать свои мысли. Воспитатель может проводить речевые игры, в которых дети должны строить диалоги, придумывать истории, отвечать на вопросы.

Пример игры: «Сочини историю» — воспитатель начинает рассказ, а дети по очереди добавляют по одному предложению, продолжая сюжет. Это помогает развивать фантазию, навыки речи и умение поддерживать диалог.

4. Игры на развитие эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — это умение понимать и выражать свои эмоции, а также распознавать эмоции других людей. Воспитатель может организовывать игры, направленные на развитие эмоциональной компетентности, что способствует более эффективному общению.

Пример игры: «Угадай эмоцию» — воспитатель показывает картинку с изображением эмоции (например, радость, грусть), а дети должны назвать эмоцию и объяснить, как ее можно выразить словами.

5. Коллективные творческие задания.

Совместное выполнение творческих заданий (рисование, лепка, конструирование) способствует развитию коммуникативных навыков через обсуждение идей, планирование работы и совместную деятельность. Важно, чтобы воспитатель направлял детей на взаимодействие, помогал находить общие решения и делиться своими мыслями.

Пример задания: «Создай картину вместе» — дети рисуют на одном большом листе бумаги. В процессе они должны договариваться о том, что и как рисовать, обсуждать общий замысел работы.

6. Обсуждение ситуаций.

Воспитатель может использовать метод обсуждения ситуаций, когда дети обсуждают различные жизненные ситуации и придумывают решения. Это может быть как разбор конфликтных ситуаций, так и анализ событий из прочитанных книг или просмотренных мультфильмов. Важно, чтобы дети учились выражать свои мысли, делиться мнением и слушать других.

Пример: После просмотра мультфильма воспитатель задает вопросы о поступках героев, побуждая детей к обсуждению и аргументации своей точки зрения.

7. Дидактические игры.

Дидактические игры, направленные на развитие речи и коммуникативных навыков, включают задания на составление предложений, построение диалогов, обсуждение тем. Такие игры помогают детям лучше осваивать язык и развивают их коммуникативную компетентность.

Пример игры: «Найди пару» — дети получают карточки с изображением предметов, которые связаны между собой (например, чашка и ложка). Они должны найти пару и объяснить, почему эти предметы связаны друг с другом.

Приведем рекомендации по организации ролевых игр и группового взаимодействия.

Создание комфортной атмосферы. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободно и уверенно в группе. Воспитатель должен поддерживать дружескую атмосферу, поощрять взаимопомощь и уважение к мнению других.

Выбор тем для игр. Темы ролевых игр должны быть близки и интересны детям. Это могут быть ситуации из реальной жизни (поход в магазин, поездка на автобусе), фантастические сюжеты (приключения супергероев) или игры на основе сказок.

Поощрение инициативы. Важно давать детям возможность самостоятельно выбирать роли и придумывать сценарии игры, чтобы они могли проявлять инициативу и креативность.

Поддержка групповой работы. В ходе игр воспитатель должен поощрять сотрудничество и совместные действия детей, помогать им находить компромиссы и решать конфликты.

В заключение можно отметить, что формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — важная задача, которая закладывает основу для успешного взаимодействия в будущем. Групповое взаимодействие и ролевые игры являются эффективными методами развития этих навыков, поскольку они создают условия для активного общения, учат детей договариваться, выражать свои мысли и понимать эмоции других. Воспитателям важно грамотно организовывать игры и взаимодействия, поощрять инициативу детей и создавать атмосферу взаимного уважения и сотрудничества.

 

Список литературы

Вяземская, Е.В. Ролевые игры в воспитании дошкольников. – СПб.: Речь, 2020.

Карпова, Л.И. Развитие коммуникативных способностей детей через ролевые игры. – М.:

Владос

, 2021.

Левин, В.Ю. Игровые методы в обучении и воспитании дошкольников. – СПб.: Лань, 2017.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×