Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль педагога-психолога в создании психологически комфортной среды для дошкольников в образовательном процессе. Работа №69628

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль педагога-психолога в создании психологически комфортной среды для дошкольников в образовательном процессе
Работа:

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОЗДАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Бегунова Анастасия Валерьевна, педагог-психолог

МБОУ СОШ «ЛИДЕР»

 

Аннотация. В статье рассматривается роль педагога-психолога в создании психологически комфортной среды для дошкольников в образовательном процессе. Описаны ключевые аспекты работы, направленные на создание благоприятного эмоционального климата, обеспечение психологической безопасности детей и поддержку их эмоционального и социального развития. Приведены примеры методов и подходов, которые способствуют созданию комфортной и доверительной атмосферы в детском саду.

Ключевые слова: педагог-психолог, психологический комфорт, дошкольники, образовательный процесс, эмоциональная безопасность, развитие детей.

 

Создание психологически комфортной среды в образовательном процессе дошкольного возраста является важнейшей задачей педагога-психолога. Психологический комфорт детей напрямую связан с их эмоциональным благополучием, мотивацией к обучению, а также развитием социальных и коммуникативных навыков. В условиях детского сада, где дети впервые начинают взаимодействовать в больших коллективах, очень важно обеспечить им поддержку, эмоциональную безопасность и создать условия, способствующие гармоничному развитию личности.

Педагог-психолог играет ключевую роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольников. Одной из первых задач специалиста является наблюдение за эмоциональным состоянием детей, выявление возможных источников стресса и дискомфорта. На основе этих наблюдений педагог-психолог разрабатывает индивидуальные и групповые программы, направленные на снижение тревожности, повышение уверенности в себе и развитие навыков общения. Например, для детей, испытывающих тревожность, могут быть предложены упражнения на расслабление и дыхательные техники, которые помогают им справляться с эмоциями и чувствовать себя более уверенно.

Одним из эффективных методов создания психологически комфортной среды являются игры и упражнения, направленные на развитие эмоционального интеллекта. Педагог-психолог может организовать занятия, на которых дети учатся распознавать свои эмоции и чувства других людей, выражать их в адекватной форме и развивать эмпатию. Например, игра «Эмоциональные карточки» помогает детям осознавать свои эмоции, развивать саморегуляцию и учиться понимать эмоциональные состояния других. Такие занятия способствуют созданию атмосферы доверия и взаимопонимания среди детей, что является важным элементом психологического комфорта.

Важную роль в создании психологически комфортной среды играет профилактика конфликтов и обучение детей навыкам конструктивного общения. В дошкольных коллективах нередко возникают ситуации, когда дети не могут найти общий язык или вступают в конфликтные ситуации. Педагог-психолог проводит занятия, направленные на развитие навыков сотрудничества, умение договариваться и решать конфликты мирным путём. Игры, такие как «Найди решение» или «Помоги другу», учат детей искать компромиссы и поддерживать друг друга, что способствует формированию дружеской и безопасной атмосферы в группе.

Психологический комфорт также включает в себя чувство безопасности и уверенности у ребёнка. Педагог-психолог может работать с детьми, помогая им справляться с чувством страха, неуверенности или тревожности. Например, арт-терапия или занятия по сказкотерапии помогают детям выражать свои чувства через творчество, что снижает уровень стресса и способствует улучшению эмоционального состояния. Сказкотерапия, где дети через сюжеты сказок могут осмысливать свои переживания и страхи, помогает им лучше понимать себя и окружающий мир.

Работа педагога-психолога не ограничивается только работой с детьми. Важным аспектом является взаимодействие с педагогическим коллективом. Педагог-психолог помогает воспитателям выстраивать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищённо. Специалист может проводить тренинги и консультации для педагогов, где обсуждаются вопросы создания благоприятного эмоционального климата в группе, предупреждения конфликтов и поддержки детей в сложных ситуациях. Например, педагог-психолог может предложить воспитателям методы позитивной коммуникации с детьми, которые способствуют созданию атмосферы уважения и доверия.

Работа с родителями также является неотъемлемой частью создания психологически комфортной среды для дошкольников. Родители должны быть вовлечены в процесс воспитания и развития ребёнка, сотрудничать с педагогами и поддерживать эмоциональное состояние своего ребёнка дома. Педагог-психолог проводит консультации и семинары для родителей, где обсуждаются вопросы эмоциональной поддержки, воспитания и создания комфортных условий для ребёнка как в детском саду, так и дома. Например, могут быть предложены семейные игры и упражнения, которые помогают родителям и детям лучше понимать друг друга и развивать доверительные отношения.

Подводя итог, педагог-психолог играет ключевую роль в создании психологически комфортной среды для дошкольников в образовательном процессе. Его работа включает наблюдение за эмоциональным состоянием детей, организацию занятий по развитию эмоционального интеллекта, профилактику конфликтов и взаимодействие с педагогами и родителями. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском саду способствует гармоничному развитию личности ребёнка и его успешной адаптации в образовательной среде.

 

Список литературы

1. Галашева, О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ / О. И. Галашева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 21-24.

2. Гурьева Д. Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса / Д. Х. Гурьева // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. — 2014. — СПб, 37–40с.

3. Долгова В. И., Аплеева И. А. Влияние психологически безопасной образовательной среды дошкольного учреждения на развитие ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — С. 81–85.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×