РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО АНАЛИЗА У ШКОЛЬНИКОВ: СТРАТЕГИИ И ПРИЕМЫ
Бабич Людмила Викторовна, учитель
ГБОУ ЛНР "Червоноармейская школа № 15"
Аннотация. В статье рассматриваются стратегии и приёмы, способствующие развитию навыков литературного анализа у школьников. Описываются методы работы с художественным текстом, направленные на формирование у учащихся умения интерпретировать произведения, анализировать характеры героев, стилистические приёмы и сюжетные линии. Приводятся примеры заданий и упражнений, помогающих углубить понимание литературных произведений.
Ключевые слова: литературный анализ, школьники, художественный текст, интерпретация, сюжет, стилистика, герои, стратегии.
Литературный анализ является важным компонентом изучения литературы в школе. Способность анализировать художественные произведения позволяет школьникам глубже проникнуть в суть текста, выявить скрытые смыслы и осознать эстетическую ценность произведений. Однако развитие навыков литературного анализа требует от учителя систематического подхода и использования разнообразных методов, которые помогут учащимся освоить технику работы с текстом, научиться задавать вопросы и вырабатывать собственное мнение о произведении.
Одной из ключевых стратегий развития навыков литературного анализа является методика постановки вопросов. Учитель должен научить школьников задавать вопросы, направленные на глубокое осмысление текста: «Почему автор выбирает именно такие слова для описания героя?», «Какую роль играет этот символ в тексте?», «Почему события развиваются именно таким образом?». Этот метод помогает развивать у школьников критическое мышление и учит их искать ответы на вопросы в самом тексте, анализируя детали, диалоги и повороты сюжета. Например, при анализе произведений Л.Н. Толстого можно задать вопрос: «Какое значение имеет пейзаж в описании состояния души героев?». Такие вопросы стимулируют школьников к размышлениям о взаимосвязи внешних описаний и внутреннего мира персонажей.
Эффективным приёмом является работа с художественными деталями. Этот метод позволяет учащимся увидеть, как автор через мелкие, на первый взгляд, незначительные элементы текста создаёт образы героев, передаёт их эмоции и характер. Например, анализ описания внешности героя, его жестов и манеры поведения может многое рассказать о его внутреннем состоянии и намерениях. Учитель может предложить учащимся выделить такие детали и обсудить, как они влияют на восприятие текста. Этот приём учит школьников видеть в тексте не только общий сюжет, но и внимание к деталям, которые создают глубину повествования.
Рассмотрение мотивов героев является важной частью литературного анализа, поскольку оно помогает понять психологические особенности персонажей и причины их поступков. Учитель может предложить школьникам проанализировать, почему герой принимает то или иное решение, что движет его поступками и как это связано с основными темами произведения. Например, при изучении «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского можно предложить учащимся проанализировать мотивы Раскольникова и то, как его поступки отражают борьбу между его моральными убеждениями и действиями. Этот приём помогает школьникам развивать навыки анализа психологии персонажей и понимать глубинные конфликты в произведении.
Составление характеристик персонажей также является эффективным методом развития навыков литературного анализа. Учитель может предложить школьникам создать характеристику героя, включающую его внешность, поведение, речевые особенности, а также проанализировать его отношение к другим персонажам. Например, при изучении пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад» можно предложить учащимся проанализировать героиню Любовь Андреевну Раневскую: её характер, переживания и отношение к семейным традициям. Такой подход помогает школьникам систематизировать информацию о персонажах и понимать, как их характеристики влияют на развитие сюжета.
Одним из важных приёмов является анализ композиции произведения. Учитель может предложить учащимся проанализировать структуру текста, изучить, как автор выстраивает сюжет и как он использует различные композиционные приёмы, такие как ретроспективные вставки, параллельные сюжеты или круговая композиция. Например, при изучении «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова можно предложить школьникам обсудить, как два параллельных сюжета (история Мастера и история Понтия Пилата) переплетаются и влияют друг на друга. Анализ композиции помогает учащимся лучше понимать, как автор управляет вниманием читателя и создаёт драматическую напряжённость в тексте.
Сравнительный анализ произведений и персонажей является ещё одним эффективным приёмом. Учитель может предложить школьникам сравнить двух героев одного произведения или разных произведений, анализируя их поведение, характер и развитие в течение сюжета. Например, можно сравнить поведение и взгляды Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, обсуждая, как они изменяются под влиянием исторических событий и личных переживаний. Сравнительный анализ помогает развивать у школьников аналитические способности, учит их видеть связи между разными текстами и героями.
Написание литературных эссе является важным элементом формирования навыков анализа. Этот вид работы позволяет школьникам учиться структурировать свои мысли, формулировать аргументы и представлять свои идеи в логичной последовательности. Учитель может предложить учащимся написать эссе на тему: «Как в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин изображает конфликт между чувствами и долгом?». Литературное эссе помогает учащимся научиться выражать своё мнение на основе анализа текста, развивает навыки критического мышления и формулировки выводов.
Групповые обсуждения и дискуссии также способствуют развитию навыков литературного анализа. Учитель может организовать обсуждение ключевых тем и вопросов произведения, предложить учащимся поделиться своими взглядами на определённые моменты текста. Такие обсуждения помогают школьникам учиться высказывать и обосновывать своё мнение, слушать других и строить диалог. Например, при обсуждении рассказов А.П. Чехова можно предложить школьникам обсудить, как автор изображает социальные конфликты через характеры и поведение своих героев.
Приведённый в работе материал позволяет понять, что развитие навыков литературного анализа у школьников требует систематического подхода, использования разнообразных методов и приёмов, которые помогают учащимся глубже проникнуть в содержание текста, анализировать его элементы и формировать собственное мнение о произведении. Работа с деталями, анализ мотивов героев, изучение композиции и символики, написание эссе и участие в дискуссиях способствуют развитию у школьников критического мышления и умения анализировать литературные произведения на более глубоком уровне.
Список литературы
А
лександрович, Н.В. Стилистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебное пособие / Н.В. Александрович. - М.: Флинта, 2016. - 112 c.
Гольдман, А.А Стратегия и тактика анализа текста: в 4 ч.: Учебное пособие / А.А Гольдман. - М.: Флинта, 2014. - 184 c.
Лотман, Ю. Структура художественного текста.
Анализ поэтического текста / Ю. Лотман. - М.:
Азбука.Азбука
-Аттикус, 2018. - 704 c.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат