Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения. Работа №69662

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Базиевская Наталья Дмитриевна, учитель начальных классов

ГБОУ ЛНР «Свердловская СШ № 5 им. Героя Советского Союза Гавриила Здановича»

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования у младших школьников умений самостоятельной работы на уроках трудового обучения. В ней рассматриваются методические подходы и практические приемы, которые способствуют развитию у детей навыков самоконтроля, планирования, оценки собственной деятельности. Рассмотрены примеры использования самостоятельных заданий и организации работы в малых группах, направленных на развитие ответственности и креативного мышления учащихся. В статье подчеркивается важность индивидуального подхода к каждому ребенку и создания мотивационной среды, в которой учащиеся смогут проявить свои творческие способности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, трудовое обучение, младшие школьники, мотивация, навыки самоконтроля, креативное мышление, индивидуальный подход.

 

Самостоятельная работа младших школьников является важным элементом образовательного процесса, особенно на уроках трудового обучения. Этот предмет не только способствует развитию у детей мелкой моторики и креативного мышления, но и формирует важные навыки самоконтроля, ответственности и способности планировать свою деятельность. Формирование таких умений требует от учителя продуманной методики и подходов, которые помогут детям осознать значимость самостоятельного выполнения заданий.

Основной задачей учителя на уроках трудового обучения является создание условий, в которых учащиеся будут активно включаться в процесс выполнения заданий, проявляя при этом инициативу и творческий подход. Для достижения этой цели учителю необходимо предусмотреть использование как коллективных, так и индивидуальных форм работы. Например, при выполнении творческих проектов учащиеся могут работать в малых группах, где каждый будет отвечать за выполнение определенной задачи. Такая организация работы позволяет детям учиться взаимодействию, распределению обязанностей и оценке собственного вклада в общее дело.

Особое внимание стоит уделить подготовке заданий, которые стимулируют самостоятельное мышление и поиск решений. Например, выполнение поделок или изделий из бумаги, ткани или других материалов можно организовать с помощью пошаговых инструкций, где начальные этапы выполняются под руководством учителя, а завершающие — самостоятельно. Такой подход помогает детям понять последовательность действий и научиться контролировать качество своей работы.

Примером самостоятельного задания может быть изготовление простой конструкции, например, рамки для фотографии. Учитель объясняет основные этапы работы, а затем предоставляет ученикам возможность выбрать материалы, способы декорирования и методы соединения деталей. При этом детям важно дать право выбора в выполнении некоторых операций, что позволит развить у них навыки самостоятельного принятия решений и ответственности за результат.

Для успешного формирования навыков самостоятельной работы необходимо также учить детей планировать свою деятельность. Учитель может предложить школьникам разделить задание на этапы, распределить время на каждый из них и следовать этому плану. Например, при создании аппликации учащиеся могут сначала нарисовать эскиз, затем вырезать нужные элементы и только потом приступить к сборке аппликации. Важно не только дать задание, но и научить детей продумывать последовательность своих действий, чтобы работа была выполнена максимально качественно.

Одним из эффективных методов формирования самостоятельности является использование проектов. Проектная деятельность позволяет школьникам не только осваивать новые умения, но и развивать творческое мышление. Например, проект по созданию "экологичной игрушки" может включать в себя несколько этапов: сбор информации о безопасных для природы материалах, разработку эскиза игрушки, выбор материалов и изготовление готового изделия. Каждый этап требует от учащихся самостоятельной работы, что позволяет развивать у них умение планировать свою деятельность и критически оценивать результаты.

При организации самостоятельной работы на уроках труда важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Для одних детей может быть важна четкая инструкция и пошаговое выполнение задания, другие же проявят больше креативности и смогут справиться с более сложными задачами. Задача учителя — поддерживать интерес к заданию, создавать мотивационную среду и помогать учащимся справляться с трудностями, не вмешиваясь в процесс слишком активно.

Также важным аспектом является формирование у детей навыков самоконтроля и самооценки. После выполнения задания учитель может предложить детям оценить свою работу по определенным критериям: аккуратность выполнения, правильность выполнения этапов работы, творческий подход. Это позволяет учащимся не только развивать критическое мышление, но и учиться анализировать свои действия, делать выводы и исправлять ошибки.

Таким образом, формирование у младших школьников умений самостоятельной работы на уроках трудового обучения требует от учителя продуманной организации учебного процесса. Использование творческих заданий, проектной деятельности, работа в малых группах, а также обучение детей планированию и самоконтролю помогает развивать у них важные жизненные навыки, которые пригодятся не только в школе, но и в повседневной жизни.

 

Список литературы

Мельникова, А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. —

Текст :

непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V

Междунар

. науч.

конф

. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. —

Челябинск :

Два комсомольца, 2014. — С. 54-56.

Романова М.Л., Мамедова Л.В. Т

рудовое воспитание младших школьников

// Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 6. – С. 21-24

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×