ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
Чижикова Яна Валентиновна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ Херсонской области «Крестовская школа Чаплынского муниципального округа»
Аннотация. В статье рассматриваются современные педагогические технологии, применяемые в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Описываются основные методы и подходы, направленные на развитие у школьников универсальных учебных действий, формирование ключевых компетенций, повышение мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся. Приводятся примеры технологий, которые могут быть использованы для достижения образовательных целей в рамках ФГОС.
Ключевые слова: современные педагогические технологии, ФГОС, русский язык, литература, компетенции, обучение, школьники.
Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) значительно изменил подходы к преподаванию русского языка и литературы в школе. Современные образовательные технологии играют ключевую роль в успешной реализации требований ФГОС, так как они способствуют развитию универсальных учебных действий (УУД), формированию ключевых компетенций, а также мотивируют учащихся к активному освоению материала. Преподавание русского языка и литературы, в свою очередь, требует от педагогов использования эффективных методов и технологий, которые помогут школьникам не только усвоить знания, но и применить их на практике.
Одной из ключевых технологий, которая применяется в условиях перехода на ФГОС, является технология проблемного обучения. Этот подход направлен на развитие у школьников навыков критического мышления, умения решать проблемы и самостоятельно добывать знания. Учитель ставит перед учениками проблемные вопросы, которые требуют анализа, поиска информации и обсуждения. Например, при изучении произведения А.С. Пушкина можно задать вопрос: «Почему Татьяна Ларина выбрала долг, а не личное счастье?» Этот вопрос побуждает школьников задуматься о мотивах героини, проанализировать её поступки и найти собственное объяснение, что способствует развитию аналитического мышления и углублению понимания текста.
Следующей важной технологией является технология проектного обучения, которая стимулирует самостоятельную работу учащихся и их исследовательскую деятельность. В рамках этой технологии учащиеся выполняют индивидуальные или групповые проекты, связанные с изучаемым материалом. Например, учащиеся могут создать проект на тему «Язык и стиль героев в произведениях Ф.М. Достоевского», где им предстоит проанализировать речь персонажей и стилистические особенности. Проектное обучение помогает развивать у школьников навыки самостоятельного поиска информации, анализа данных и их представления в виде презентаций, что способствует формированию универсальных учебных действий и ключевых компетенций.
Технология развивающего обучения, предложенная Л.С. Выготским и поддержанная современными исследователями, также находит широкое применение в преподавании русского языка и литературы. Основное внимание в рамках этого подхода уделяется созданию образовательных ситуаций, в которых школьники должны активно участвовать в процессе обучения, принимать решения и нести за них ответственность. Важно, чтобы учащиеся не просто заучивали правила грамматики или сюжет произведения, но и могли самостоятельно формулировать выводы, строить гипотезы и обсуждать различные подходы к решению задач.
Интерактивные технологии, такие как использование компьютерных программ, играют всё более значимую роль в учебном процессе. Эти технологии позволяют сделать уроки более наглядными и динамичными, повышая интерес школьников к изучаемому материалу. Например, с помощью интерактивной доски можно визуализировать структуру сложноподчинённых предложений, наглядно показать синтаксические связи, что облегчает восприятие сложных грамматических тем. В литературе интерактивные технологии можно использовать для проведения виртуальных экскурсий по местам, связанным с жизнью и творчеством писателей, что помогает учащимся лучше понять исторический и культурный контекст произведений.
Технология кейс-метода, направленная на решение конкретных ситуационных задач, является ещё одной эффективной технологией, способствующей развитию у школьников навыков анализа и синтеза информации. Учитель предлагает учащимся решить проблему, связанную с литературным произведением или языковой ситуацией. Например, можно предложить кейс, где школьникам необходимо решить, как определённый герой должен был бы поступить в новой для него ситуации, или предложить лингвистическую задачу, связанную с анализом диалектных особенностей. Кейс-метод помогает учащимся научиться применять теоретические знания на практике и формировать навыки решения проблемных ситуаций.
Технология сотрудничества, или кооперативное обучение, направлена на развитие навыков работы в группе, что особенно важно в условиях современных требований к подготовке учащихся. В рамках этой технологии школьники работают над общими задачами в группах, распределяя роли и обязанности. Например, при анализе произведений Л.Н. Толстого школьники могут работать в группах, где каждая группа будет отвечать за определённый аспект произведения: анализ образов, сюжета, стиля автора. Совместная работа помогает развивать у школьников коммуникативные навыки, умение слушать и уважать мнение других, что соответствует целям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов.
Одной из современных технологий, применяемых в условиях ФГОС, является игровая технология, которая помогает сделать учебный процесс более увлекательным и активным. Игровые технологии могут включать в себя как учебные игры, так и творческие задания, которые позволяют школьникам лучше усваивать материал. Например, на уроках литературы можно провести ролевую игру по мотивам произведений М.Ю. Лермонтова, где учащиеся будут исполнять роли героев и обсуждать их поступки. На уроках русского языка можно использовать игры для тренировки орфографии и пунктуации, что помогает школьникам лучше запомнить правила через активное участие в процессе.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что применение современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС является важным элементом успешного обучения. Технологии проблемного обучения, проектного обучения, развивающего обучения, интерактивные технологии, кейс-метод и игровые технологии способствуют развитию у школьников универсальных учебных действий, формированию ключевых компетенций, а также повышают мотивацию к обучению. Учителя, грамотно использующие эти методы, могут значительно повысить эффективность образовательного процесса, сделать его более интересным и полезным для учащихся.
Список литературы
Гиздулин
, Э. Ф.
Современные образовательные технологии на уроках русского языка в школе / Э. Ф.
Гиздулин
, З. Ш.
Нуридинов
, З. С.
Аманова
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 207-209.
Репина, И. Г. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС / И. Г. Репина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 195-197.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат